«Я пел Сталину и зекам»

Материалы о культуре » Творческая интеллигенция в годы массовых репрессий. Вадим Козин » «Я пел Сталину и зекам»

Страница 1

1.2 Тайной покрыта причина ареста Вадима Алексеевича. Но факт в том, что16 мая 1944 года Козин был арестован и осужден НКВД СССР на восемь лет исправительно – трудовых лагерей. Суд по обвинению длился полминуты. Версий того, за что на самом деле певца лишили свободы, существует несколько – тех, которые предлагают историки, и тех, которые давал сам артист. Певец рассказывал, что он не подчинился прямому указанию Лаврентия Берии петь песни о Сталине. Существует также версии историков. Первая версия. В начале войны знаменитый исполнитель часто выезжал с концертами на фронт. Однажды его пригласили в гости генералы, сформированного на востоке польского корпуса. Певец принял приглашение. По доносу «благожелателя» его арестовывают за «измену Родине». Вторая версия вроде бы банальна — любовный треугольник, если бы не таким зловещим был третий персонаж — Лаврентий Берия. Якобы и певец, и глава НКВД были неравнодушны к знаменитой летчице – красавице Марине Расковой, которая будто бы предпочла любимца публики. Существует недостоверное предание, что Козина привозили выступать на Тегеранскую конференцию, и он без спросу принял предложение Рузвельта спеть в его апартаментах.

По – моему мнению, самая достоверная версия – отказ Козина петь песни о Сталине. Потому что когда Берия допрашивал певца, почему он не хочет петь песни о Сталине, тот с неприязнью отвечал, что его песенный репертуар не соответствует великому Иосифу Виссарионовичу, так как песни «не стальные», а жизненные. Тут уже не последовало замечаний со стороны Берии. Только возник вопрос : почему Козин пел о Ленине? Козин не ответил. Тут и так все было ясно, если сравнивать политику Сталина и Ленина. Но, хочу заметить, что в справке, выданной певцу управлением лагерей, запись в графе « по какой статье осужден» отсутствует.

В любом случае, соловей советской эстрады оказался в клетке, – как и многие тогда. Нужно признать, что Вадим Козин оставался «любимцем публики» и в стенах следственного изолятора. Он не раз выступал перед сотрудниками НКВД с концертами. В «столице Колымского края» городе Магадане давно уже поджидали звезду эстрады. Свое путешествие артист совершил в удобной каюте, с двумя чемоданами личных вещей, а сразу у трапа его подхватили в машину и увезли в ту особую часть Магаданских узилищ, где содержались зеки – актеры щедро, но вынужденно дарившие свой талант заключенным Колымы и их охранникам. Из архивных документов и интервью старшего следователя прокуратуры Магаданской области – Бориса Андреевича Пискарева мне стало известно, что когда допрашивали Вадима Алексеевича, он попросил только об одном – не вести его под конвоем по городу. На что следователь ответил: «…Неужели вы считаете меня непонимающим человеком! Вот уже автозак под окнами! Я позвонил уже, чтобы подъехали…»

В день своего приезда, вечером, Козин вышел на сцену.

Наверно, он уже знал имя своей доброй феи здесь – это была жена всесильного «хозяина Колымы» генерала Никишова Александра Романовна Гридасова.

Стоит сказать о ней несколько слов.

Гридасова имела высокий чин НКВД, но в душе была преданной поклонницей артистических дарований. Она действительно многое сделала, чтобы спасти попадавших на Колыму актеров, музыкантов, художников от гибельного для них лесоповала. Многие обязаны жизнью этой женщине.

Под ее покровительством находилась культурная бригада. Козин стал первой звездой этого коллектива.

Хотя Вадиму Алексеевичу была предоставлена отдельная, вполне сносная по магаданским понятиям комната, а ходил он в цивильном и все еще модном (диковинном здесь для многих) столичном наряде, певец отлично понимал, что является теперь крепостным актером.

Хотя к Козину Гридасова относилась с большим уважением, на остальных ее «крепостных актеров» это отнюдь не распространялось. Узнав, например, что известный режиссер Варпаховский имеет роман с актрисой Зискинд (на воле потом они поженились), Гридасова назначила наказание «распутнику» в виде собирания брусники. А Варпаховский был дальтоником.

Козин вложил много сил в процветание культуры в «Столице Колымского края». В Магадане еще не было филармонии, певца оформили при театре. Много сил отдал главный режиссер театра Левиновский, чтобы «пробить» выездные сольные концерты Козина:

« … Когда я приехал в Магадан, Вадим Алексеевич ездил в сборных концертах. .Сейчас таких певцов, наверное, уже нет — высочайшая к себе требовательность. Самоедство какое-то. Уже готова, кажется, песня — все, а он — «нет», и работает до изнеможения. Даже на репетиции не пел вполголоса. Себя изводит и музыкантов тоже. Программа кончится, он поет «на бис» столько, сколько просят, сколько сил хватает. И знаете, чтобы он хоть когда-нибудь, хоть раз рядился из – за денег — никогда. Бессребреник. Он исколесил Сибирь, Дальний Восток, выступал на Камчатке, Сахалине, на Курилах, в Приморье, Якутии, на Колыме…». Он пел перед оленеводами, рыбаками, рабочими, строителями, моряками-подводниками. Он пел всюду, пел всем. Голос вырвался на волю. В начале сентября 1950 года «за хорошую работу и примерное поведение» заключенный Козин был досрочно освобожден. Собственно, немногое поменялось в его жизни: певец остался в Магадане. Он продолжал выступать, руководит самодеятельностью в театре. Жизнь продолжалась, но Козин упорно не желал вернуться в Москву! Мешала и гордость, и страх, что его уже забыли, поют другие песни, сияют другие звезды.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Филиппе Брунеллески
Брунеллески родился и почти всю свою жизнь провел во Флоренции. Свою творческую деятельность он начал как скульптор, выступив в 1401/1402 г. вместе с другими крупнейшими художниками в конкурсе на вторые бронзовые двери флорентийского бапт ...

Стиль
По словам Н.П. Кондакова, одним из первых посмотревшего на чудотворный образ с научной точки зрения, «Иверская икона из всех чтимых икон Богоматери может наиболее по праву быть относима к иконоборческой эпохе». В подтверждение своей датир ...

Позднеантичная и средневековая риторика
В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст. В теоре ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru