Особенности древнеримских ордерных композиций

Материалы о культуре » Развитие архитектуры в Древней Греции и Древнем Риме » Особенности древнеримских ордерных композиций

Страница 1

Этап развития ордерных систем в Древнем Риме, использовавшего богатое наследие Древней Греции. Это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как декоративного приёма при создании более грандиозных сооружений.

Величие римских ансамблей отражало торжество завоевателей, богатство поработителей и было призвано формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях — совмещения человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщения архитектурных форм пышностью орнаментов. На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приёмы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но еще не находили широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений.

В ранний период римского заимствования (III век до н. э.) греческие ордера без особой переработки используют в создании ансамблей форумов (городских площадей) и храмов. Сочетание масштаба греческих ордеров с высотой римских сооружений сначала шло по пути простого укрупнения за счёт поднятия стилобата, увеличения числа ступеней к портикам, высоты колоннад, добавления к высоте колонн пьедесталов, а к базе снизу — плинта.

В дальнейшем ордер начинают применять как декоративно-прикладное средство, особенно в высоких многоярусных стенах цирков и театров, возводимых с множеством арочных конструкций, а также в зданиях терм, перекрытых сводами и изрезанных аркадами.

Колизей – самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. В плане Колизей представляет эллипс (156 x 198 метров), центр его композиции – ныне разрушенная арена, окружённая ступенчатыми скамьями для зрителей. Стена, окружавшая амфитеатр (высотой 48,5 м), состояла из четырёх ярусов, которые снаружи были украшены аркадами. В нижней части арки были выполнены в тосканском ордере, чуть выше – в ионическом, над ним – в коринфском, а на самом верху – коринфскими пилястрами. В проёмах верхних ярусов стояли статуи.

Некоторые детали ордеров без особого конструктивного осмысления переносят на арочные конструкции. Особенно ярко декоративность использования ордерных мотивов проявляется в художественной обработке арочных конструкций. Колонны и антаблемент перестают выполнять присущие им функции (столба и навеса), а становятся декоративным придатком стены, украшают её своими художественными формами. Они либо выступают непосредственно из тела стены, либо располагаются немного отступя от неё. Их расположению в плане соответствует конфигурация изломов антаблемента, называемых раскреповками, которые порой венчают одинокую колонну.

Конструктивную структуру каменной кладки арочного пролета Римляне заменили декоративным проемом, заимствованным из ордерной системы. Профиль архитрава, перекрывавшего в греческих ордерах интерколумнии, римляне часто использовали для обрамления дугообразных очертаний арок. Эту чисто декоративную деталь арки называют архивольтом. Аналогично появляются чисто орнаментальные приёмы использования деталей, берущих начало от конструктивного аналога. Например, в римской трактовке коринфского ордера к пышности капители добавляют в антаблементе богато декорированные волютами, акантами и розетками кронштейны, называемые модульонами. Кронштейны — выступающие элементы стен или балок, поддерживающие плиты балконов, навесы, эркеры и т. п. Уже само название говорит об их предназначении быть маленькими модулями в отсчёте ритма, в данном случае при построении декоративной композиции сильно развитого карниза. Как правило, подробность деталировки декора подчеркивает принадлежность детали к крупным архитектурным формам. Таким образом, развитие самобытных художественных приёмов, янически связанных с арочными и стеновыми конструкциями, уступило место искусственному приему наложения на них ордерной композиции. Каменная арка и свод дальнейшее художественное развитие своих структурных форм получают лишь в период средневековья, когда они достигли наивысшего расцвета и разнообразия в готическом стиле, но уже не на ордерной основе.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история
Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города. 16 мая 1703 года на Заячьем ос ...

Угрюмый
Играющих должно быть четное число. Один из них - например, Василий - выходит из комнаты; прочие, взявшись за руки, кружатся и поют. Василий стучит в дверь – круг мгновенно разделяется на пары, и они продолжают с песнями кружиться по комна ...

Цветовая гамма японского сада
Цвету, как и форме, и размеру, в японском саду придаётся большое значение, но это не значит, что сад представляет собой буйство ярких красок. На европейский взгляд, японский сад покажется одноцветным, но японец легко различит все полутона ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru