Лексические приемы ораторской речи

Материалы о культуре » Ораторское искусство » Лексические приемы ораторской речи

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих

ее эффективность и убедительность, следует особо выделить

лексические приемы.Практически во всех руководствах по ора-

торскому искусству среди лексических приемов рекомендуется

использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употреб-

ляемые в переносном значении, которые позволяют достичь не-

обходимой эмоциональной выразительности и образности. К тро-

пам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы .

Сравнение - один из наиболее часто используемых прие-

мов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует

у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым

позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на дру-

гой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или конт-

расту. Например: "Локомотив истории остановить невозмож-

но ."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раск-

рывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд,

который следует заполнить знаниями, а факел, который надо

зажечь! "

Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например:

"Однажды прохожий спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот

подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель

на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в

преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и

явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днеп-

ра".

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообра-

зии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых

слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно,

но к месту сказаны.

Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерыв-

ное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует

обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов

и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерс-

тва характерно то, что его легко слушать, у него нет скоро-

говорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая

дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории,

в которой произносится речь, при этом должны учитываться те

задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться дос-

тичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость,

но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание

слушателей.

Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно мо-

жет сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выс-

тупление начинается в медленном темпе. В целях драматизации

темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать,

что наиболее оптимальным темпом публичного выступления явля-

ется 120 слов в минуту.

Полетность голоса - это длительность звучания отдельных

фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова

произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно,

четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в

воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая

создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.

Типичной ошибкой многих ораторов является неумение чет-

ко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодо-

ления этого недостатка, а также совершенствования техники

речи рекомендуется:

- прочитать вслух в различном темпе фрагмент какого-ли-

бо рассказа по книге;

- использовать скороговорки, вначале их следует произ-

носить медленно, постепенно увеличивая темп.

Важнейший показатель речевой культуры оратора - это бо-

гатый словарный запас, точность и образность фраз и выраже-

ний, это учение лаконично и просто сформулировать свою

мысль.

Итак, оратор с высокой культурой речи отличается бо-

гатством словарного запаса, смысловой точностью выражения,

соблюдением языковых норм произношения, образностью и точ-

ностью словоупотребления.

Статьи по теме:

Армейский подпоручик
В наше время хорошо сохранившиеся экземпляры альбомов ХVIII века – большая редкость. Они гибли во время пожаров, терялись или просто гнили на чердаках заброшенных родовых поместий. Порой их судьба складывалась весьма печально, как, впроче ...

Антикризисные меры для интеллигенции
Началось второе десятилетие развития интернет технологий. На сегодняшний день техника идет впереди общественного сознания – интернет полон удивительных возможностей, которые оказываются не востребованы. Любая общественная организация силь ...

Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века
Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов. В первой четв ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru