Лексические приемы ораторской речи

Материалы о культуре » Ораторское искусство » Лексические приемы ораторской речи

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих

ее эффективность и убедительность, следует особо выделить

лексические приемы.Практически во всех руководствах по ора-

торскому искусству среди лексических приемов рекомендуется

использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употреб-

ляемые в переносном значении, которые позволяют достичь не-

обходимой эмоциональной выразительности и образности. К тро-

пам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы .

Сравнение - один из наиболее часто используемых прие-

мов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует

у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым

позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на дру-

гой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или конт-

расту. Например: "Локомотив истории остановить невозмож-

но ."

Эпитет - образное определение предмета, явления, раск-

рывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд,

который следует заполнить знаниями, а факел, который надо

зажечь! "

Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например:

"Однажды прохожий спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот

подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель

на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в

преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и

явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днеп-

ра".

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообра-

зии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых

слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно,

но к месту сказаны.

Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерыв-

ное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует

обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов

и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерс-

тва характерно то, что его легко слушать, у него нет скоро-

говорок, "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая

дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории,

в которой произносится речь, при этом должны учитываться те

задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться дос-

тичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость,

но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание

слушателей.

Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно мо-

жет сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выс-

тупление начинается в медленном темпе. В целях драматизации

темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать,

что наиболее оптимальным темпом публичного выступления явля-

ется 120 слов в минуту.

Полетность голоса - это длительность звучания отдельных

фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова

произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно,

четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в

воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая

создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи.

Типичной ошибкой многих ораторов является неумение чет-

ко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодо-

ления этого недостатка, а также совершенствования техники

речи рекомендуется:

- прочитать вслух в различном темпе фрагмент какого-ли-

бо рассказа по книге;

- использовать скороговорки, вначале их следует произ-

носить медленно, постепенно увеличивая темп.

Важнейший показатель речевой культуры оратора - это бо-

гатый словарный запас, точность и образность фраз и выраже-

ний, это учение лаконично и просто сформулировать свою

мысль.

Итак, оратор с высокой культурой речи отличается бо-

гатством словарного запаса, смысловой точностью выражения,

соблюдением языковых норм произношения, образностью и точ-

ностью словоупотребления.

Статьи по теме:

Мифология славян
Мифология восточных славян выступала важной составной частью вероучения их религии - язычества. Применительно к истории Древней Руси язычеством называются религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства. Ми ...

19 столетия глазами современников
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в н ...

Философская проза
Впервые термин философия буквально означавший – «любомудрие» употребил Пифагор. Первоначально философия была наукой, объединявшей все области знания. Центром эллинской философии стал город Милет, там сложилась научная школа – ионийская на ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru