Дягилев. Великий вождь авангарда

Материалы о культуре » Дягилев. Великий вождь авангарда

Страница 1

«Меценат европейского толка»: так сам себя называл этот человек, ставший символом целой культурной эпохи, сумевший соединить предпринимательство и высокое искусство – пусть и несколько затейливым способом.

Самый известный художественный и театральный деятель, организатор популярных «Русских сезонов» в Париже, модный антрепренер, заставивший преклоняться перед русским искусством, и, наконец, талантливый предприниматель – Сергей Павлович Дягилев родился 19 марта 1872 года. Семья его жила тогда в Перми.

Отец – потомственный дворянин, генерал-майор царской армии, страстно увлекался пением (как и его вторая жена, заменившая маленькому Сереже мать, умершую при родах). С ее легкой руки Сережа с детства пристрастился к пению и игре на фортепиано. Но, несмотря на красивый голос, доставшийся от отца, и успехи в музицировании, подрастающий Сергей не думал поначалу связывать свою судьбу с миром искусства.

Первым шагом к мировой известности стал приезд семьи Дягилевых в Санкт-Петербург в 1890 году. Восемнадцатилетний Сергей оказывается в доме своей тети, Анны Павловны Философовой. Дама эта была широко известна в передовых кругах столицы как общественный деятель и ярая феминистка. Младший из ее четырех детей – Дмитрий, слывший интеллектуалом и сторонником неформальных взглядов, будучи сверстником Сергея, вводит его в круг своих университетских друзей и единомышленников и очень скоро завоевывает уважение и любовь кузена. Именно в таком окружении у Дягилева начинают формироваться собственные художественные пристрастия.

В том же году Сергей Дягилев с легкостью поступает в Санкт-Петербургский университет на правоведческий факультет. Но свои занятия музыкой он не оставляет. Молодой Дягилев начинает грезить карьерой оперного певца, в надежде прославиться и разбогатеть. Одновременно с учебой в университете он становится вольно-слушателем в классе пения петербургской консерватории. Ему дает уроки известный итальянский певец-баритон Антонио Короньи. Ведя вполне обычную студенческую жизнь, значительную часть времени он уделяет своим увлечениям. Дягилев пробует заняться сочинительством музыки и так увлекается, что убеждает и окружающих в своей решимости стать композитором. Родные начинают верить, что его тяга к миру искусства гораздо сильнее, чем им казалось, что Сережа рожден для музыки.

Несмотря на это, в 1896 году он все же заканчивает университет и получает диплом правоведа. Теперь он готов воплотить свою мечту. В надежде на скорую славу, Дягилев выставляет на зрительский суд свои музыкальные произведения, но первую же постановку ожидает сокрушительный провал. Будучи человеком настойчивым, но рассудительным, он навсегда отказывается от карьеры композитора и решает посвятить себя искусству в совершенно ином качестве.

По отзывам современников, Дягилев хоть и имел черты известной распущенности, но был настырен и чрезвычайно работоспособен. Нападавшие на него временами приступы лени скоро сменялись периодами бурной деятельности. Это был великий и неутомимый организатор. Он не просто любил трудности, а был готов создавать их себе искусственно, лишь бы получить удовлетворение от их преодоления. Это его качество всегда будет отталкивать от него спокойных, замкнутых людей, зато соратников – воодушевлять. Просвещенный, рафинированный эстет Дягилев благодаря своей энергии будет собирать вокруг себя людей необыкновенных, готовых на смелые эксперименты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Ганс Бальдунг Грин
Ганс Бальдунг Грин (1476—1545) — чрезвычайно своеобразный мастер, в творчестве которого причудливо переплетаются ренессансные черты со средневековой символикой, фантастикой и элементами нарождающегося маньеризма — художественного направле ...

Орнаментальные знаки на кайме пелены «Крест на Голгофе»
Семантический анализ орнаментальных знаков на кайме пелены "Крест на Голгофе", вклада Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру 1599 г. Пелена "Крест на Голгофе" вложена царем Борисом Федоровичем Годуновым в 1599 г. в ...

Виртуальные музейные выставки
В конце ХХ века музейная выставка стала объектом серьезного изучения. Всесторонние исследования позволили нам сделать вывод, что «музейная выставка как динамичная, обладающая в идеале, полноценной музейной спецификой и рассчитанная на раз ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru