Постепенно, стиль рококо стал настолько декоративным и утончённым, что некоторые предметы, изготовленные в этом стиле постепенно стали переходить из разряда кузнечного дела в ювелирное искусство. Завершающая стадия классицизма – ампир. Это направление тесно связано с Французским архитектором Г. Бономом и королём Людовиком 16, который был большим любителем кузнечного дела. Устроив в своём дворце кузнечную мастерскую, подолгу пропадал в ней, создавая свои шедевры.
Ампир стал развиваться в 19 веке. Его появление историки связывают с археологическими раскопками древнего города Помпеи. Произведения искусства античной культуры потихоньку стали входить в моду, вытесняя рококо. Кованые изделия в стиле ампир отличают чёткость и простота линий, параллельность элементов, симметричность и наличие технологического приёма – геометрическая врезка.
В наши дни кованый ампир популярен в европейских странах. Промышленное оборудование, на котором штампуются различные элементы, распространено и в нашей стране. Машинная ковка популярна своей дешевизной. Предприятие, оснащённое таким оборудованием, выдаёт сотни квадратных метров кованых изделий в день. Такая продукция штампуется без нагрева, а значит, производство становится менее затратным. Например, на одном Тульском производстве, в кузнечном цехе нет даже наковальни, теперь она не нужна. Художественная ковка, тем самым переживает некоторый спад. Но ручная ковка всё-таки отличается от машинной, и пользуется большим спросом у настоящих ценителей кузнечного дела.
Ещё один стиль, появившийся в конце 19 начале 20 века – модерн или ар-нуво. Этот стиль является полной противоположностью классицизма. Одним из его основателей является Виктор Орта, бельгийский архитектор, творившего с 1892 вплоть до своей смерти 1947 года. Новый архитектурный стиль внёс изменения и в художественную ковку, открыв в ней направление, отрицающее все стили и приёмы, существовавшие до него. Поворотным моментом кованого модерна явилось использование новых форм в элементах изделий. Вместо чёткой симметрии и точной геометрии ар-нуво исповедает ассиметричность и аморфность элементов. Их линии играют плоскостями, причудливые изгибы, напоминающие взмах кнута или какие-то фантастические растения. Модерн расширил границы, разрушил веками устоявшиеся рамки и дал возможность для творчества кузнецам с художественными навыками. Для них здесь «непаханое поле». Модерн в художественной ковке металла это стремление уйти от строгости классицизма и привнести новую форму, отличающуюся своей естественностью и гибкостью линий, имея особую эстетичность наряду с функциональностью.
Позднее художники – экспериментаторы освоили несколько революционных арт-направлений, не боясь смешивать модерн с другими стилями. В результате чего искусство художественной ковки имеет огромный багаж практических знаний и технологий, дающий возможность кузнецу постоянно совершенствоваться в своих творениях.
Художественная ковка, пройдя через множество эпох, будучи захваченная теми или иными тенденциями и стилями, по сей день остаётся актуальным и великим искусством.
Сегодня наибольшее распространение среди поклонников кованого кружева получили изделия, исполненные в стиле, который приблизительно можно определить как барокко. Все большую популярность приобретает модерн. Хотя многие заказчики, не утруждая себя изучением подробностей, охотно скупают и эклектичные поделки, где «в куче» лихих завитушек можно обнаружить малосовместимые фрагменты. Впрочем, этот прискорбный факт распространяется не только на кованые изделия, но и на любые другие предметы, как ландшафта, так и интерьера.
Нередко случается и так, что заказчик, отвергая цельную красоту устоявшихся стилей и личные идеи художника, навязывает автору свое собственное мировоззрение неискушенного человека, и это нередко приводит к нелучшим результатам.
Статьи по теме:
Изучение скифской культуры
Скифская культура представляет собой часть обширной историко- культурной общности, охватывающей огромную территорию от Дуная до Монголии. Изучение скифского мира остается оной из насущных проблем отечественной археологии. Одним из первых ...
Сущность и социальная роль искусства
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возника ...
Иерархия пророков
Праздничный цикл делит пространство храма на три сферы: Эсхатология (запад – восток);32 Страсти, Воскресение (север – запад); Боговоплощение (юг – восток).33 Исходя из этого, можно отметить, что четыре старших пророка Исайя, Иеремия, Иезе ...