В те же годы художник создает ряд пейзажей родного Алтая, которые по-прежнему говорят о раздумьях автора, о величии и вечности природы, о народ - ном понимании ее. Одни из этих работ панорамны, другие камерны.
Камерны пейзажи Горное озеро. Вечер (1926), Маральник цветет, На перевале. Этюд Горное озеро. Вечер в живописном отношении очень красив по созвучиям золотисто-оливковых и золотисто-розовых оттенков, которые местами переходят в нежно-фиолетовые. Тонко передано автором и состояние предзакатной поры, когда тишина точно разлита во всем окружающем. Насыщенностью цвета и тонкостью в подборе красок привлекает холст Маральник цветет с его бледно-зелеными, жемчужно-пепельными и лиловатыми тонами. На перевале - вещь пленерная, вся пронизанная светом и воздухом.
Заметно меняется техника письма Гуркина: мазок становится более дробным, цвет наносится раскладкой. От лессировок он в этих вещах отказывается. В этих работах Гуркин ближе к живописной манере Никулина.
К панорамным пейзажам относятся Поздняя осень (Бом Эзгер-Саяр), Курайские белки, Горное озеро и некоторые другие.
В числе последних работ Г. И. Гуркина были и большие по размерам полотна. Одними из лучших считаются Белуха с северной стороны, ледник Ак-Кем и последний вариант "Хан-Алтая".
Можно представить себе живописные достоинства большой картины Белуха с северной стороны, если посмотреть на великолепный этюд Ак-Кем Алтайского музея. Кроме выразительности его нежно-зеленых, голубых и пепельно-светлых красок, в нем хочется отметить стройность всего композиционного решения.
В 1936 году Гуркин создает второй вариант картины Хан-Алтай (Барнаул). Вариант значительно отличается от живописной композиции 1907 года. Здесь больше классической ясности и строгости. В первом варианте художник еще допускал элементы случайности в построении (цепь треугольных вершин гор беспорядочно разбивалась светлыми пятнами снега), прибегал он и к некоторым развлекательным подробностям и приемам литературного рассказа (орел на одном из валунов, одинокое облачко в ущелье как указание высоты этих гор). Композиция производила впечатление некоторой дробности. В варианте 1936 года автор сумел избавиться от этих недостатков. Вся композиция воспринимается как нечто цельное, величественное и даже торжественное. Этим задачам служат и архитектоника пейзажа и строгий ее колорит. Когда-то эпиграфом к каталогу своей выставки Гуркин поставил строки из народной алтайской поэзии:
Треуголен ты, Хан-Алтай,
Когда взглянешь на тебя с высоты.
Со стороны поглядишь на тебя –
Ты блестишь, как девятигранный алмаз!
Когда же со ската горы окинешь взором тебя,
То, как плеть расплетенная, тянутся хребты твои!
Полностью выразил он это алмазное сверкание величавых вершин именно в полотне 1936 года.Удалось избавиться здесь автору от пестроты цвета, в результате чего горы стали восприниматься более цельно. Умело передана воздушная перспектива за счет общего высветления палитры художника, что создает впечатление, будто весь пейзаж напоен прозрачным и холодным высокогорным воздухом. Художник по-прежнему широкими мазками жидко прописывает поверхность холста, прибегает к лессировкам. Но живопись становится по сравнению с первым вариантом (1907) более светоносной и сгармонированной в цвете.
В картине Хан-Алтай (1936) художник достиг той простоты и ясности, которые составляют качества произведений истинно народных.
Ранние годы художника связаны с далекой алтайской деревушкой Улалой (ныне город Горно-Алтайск), где впервые основы изобразительной грамоты он получил в иконописной мастерской. Тайком от отца мальчик наблюдал, как работают старшие. Руководитель мастерской, заметив смышленого мальчика, стал разрешать ему рисовать анатомические элементы: нос, глаза, руки. Дома Григорий, тайком от всех, увлеченно рисует людей, виды родного села. Об этом говорят его первые карандашные пробы, датированные 1880 годом (ранние рисунки хранятся в Алтайском музее - Л. С.).
Статьи по теме:
Выставочная политика IKEA
Сеть магазинов Ikea, являясь по сути своей торговой организацией с разветвленной сетью точек по всему миру, позиционирует себя больше как выставочное пространство. В действительности, на мой взгляд, эта позиция имеет право на существовани ...
Вазопись геометрического стиля
Вазопись геометрического стиля является тем видом искусства, который наиболее полно позволяет представить художественную культуру эпохи тёмных веков. Как отмечает М.В. Алпатов, «греческая вазопись находит себе «предков» в искусстве других ...
Список некоторых картин художника
Подвиг экипажа «Меркурия» относится ко времени русско-турецкой войны 1828-29. Русский бриг, нёсший дозорную службу, встретился с двумя линейными турецкими кораблями. На предложение неприятеля сдаться командир брига капитан-лейтенант А.И. ...