Исследование особенностей композиции

Материалы о культуре » Анализ натюрморта » Исследование особенностей композиции

Страница 1

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Не решив композицию листа, нельзя начинать

пропорционирование. Нет смысла строить форму, не определив общие

пропорции.

Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки. Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность. Нельзя, например, лишь начав рисунок, заниматься штудированием незначительных мелочей, если не определена еще основная, большая форма, не решена тональная идея постановки. Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных и тональных отношениях между предметами. Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: весь ход работы идет от общего к частному, в начале работы сначала определяем крупные пропорции, потом в них более мелкие членения, и от частного к общему в конце, подчинение деталей главной конструкции на стадии обобщения.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которыми обладают пространственные формы. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности. Сюда же входят такие приемы: симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, контраст и нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны.

При построении композиции нужно руководствоваться такими правилами:

1. определяется композиционное решение листа и его расположение (горизонтальное / вертикальное). В данном случае я выбираю вертикальное расположение листа.

2. Не размещать основной объект прямо в центре рисунка.

3. Желательно, чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две равные части.

4. По мере возможности не делите рисунок на две равные части, контрастирующие друг с другом (белая/черная, насыщенная/ненасыщенная и т.д.).

5. Оставьте немного свободного места вокруг объекта.

6. Избегайте деления картинки на две части по принципу строгой симметрии.

7. Разбавляйте монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов.

8. Выполняется компоновка листа, нахождение размера рисунка по отношению к листу. Изображение не должно быть больше натуральной величины. Расстояние по бокам изображения должно быть примерно равным. Сверху расстояние меньше, чем снизу.

9. Находят линию горизонта.

10. Выполняется линейная разработка общих пропорций, нахождение точки, ближе всего расположенной к лучу зрения.

11. Линии по мере удаления должны ослабевать для создания пространственной иллюзии.

Под композиционным решением листа подразумевается грамотное

размещение изображения на заданном формате бумаги. Композиционный центр рисунка может смещаться, исходя из смысловой нагруженности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Творческий союз Чехова и Левитана
Не только грандиозным юбилеем Чехова знаменателен наступивший 2010 год. Ещё один именитый российский культурный деятель родился в один год с главным драматургом России – художник Исаак Левитан. Его имя истринцам не менее дорого: довольно ...

Вхождение в среду авангардистов
Гуаши рубежа десятилетий – “Женский портрет”, два автопортрета, “Человек в острой шапке”, “Натюрморт”, - энергичные, экспрессивные, с упругой контурной обводкой и мощной цветовой лепкой уплощенных объемов, - говорят о возникновении новых ...

Чудотворные списки с иконы
Если до революции почитание иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе, за исключением нескольких местных статей, то ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru