Уильям Моррис (1834 – 1896) – английский художник, поэт и основоположник дизайна. Семья Морриса, имевшая уэльское происхождение, не только обеспечила богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни. Его родители, Уильям и Эмма Моррис, имели девять детей, из которых Уильям был третьим и самым старшим из доживших до зрелых лет. В 1840 удачная финансовая операция его отца на медной шахте в Девоншире, позволила его семье переехать из Элм Хаус в Волтамстоу в Вудфорд Холл, в просторную виллу в Эпин Форест. Идиллическое детство Морриса в Вудфорд Холле оказало огромное влияние на его жизнь. Дом располагался в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона и в детстве Уильям провел много часов, раскрывая для себя красоты окрестности. Он унаследовал восхищение своего отца перед Средневековьем, которым они наслаждались, посещая церкви в Эссексе, Кентерберийский Кафедральный Собор. Визиты в охотничий замок королевы Елизаветы I в Чингфорд Хатч пробудили в молодом Уильяме интерес к традиционному английскому убранству интерьера. Эти ранние впечатления оказали большое влияние на Морриса, которое отразилось на его дизайне обоев и воплотилось в описаниях английских поместий в его письменных работах.
Детское увлечение Морриса Средневековьем принимало разные формы, от скачек на лошади в миниатюрных доспехах, до чтения «Уэверли» Вальтера Скотта в девятилетнем возрасте.
Впоследствии, когда Уильям вырос, он стал продолжателем идей Рескина, более того, он пошел дальше своего учителя и сам стал теоретически и практически разрабатывать эстетику промышленной вещи. Он резко возражал сторонникам противопоставления искусства, практической деятельности, причисления произведений искусства к разряду предметов роскоши. По его мнению, искусство неотделимо от труда. Эстетика проявляется в любом творении человеческих рук, будь то прекрасный собор или обычный глиняный горшок. Моррис утверждал, что подлинное искусство присутствует при написании картины, создании музыки, а так же выборе цвета и формы различных предметов домашнего обихода, разбивке поля под пашни и пастбища, поддержании порядка в городах и на проезжих дорогах, - оно проявляется во всех аспектах нашей жизни. Разделение искусства на чистое и прикладное он считал пагубным как для общества, так и для искусства, поскольку красота, отделенная от пользы, теряет свой изначальный смысл и становится атрибутом роскоши, или забавной игрушкой кучки богатых и праздных людей.
Главный социальный порок машинного века Моррис видел не в развитии капиталистической собственности, а в гибели ручного труда, в отделении труда от радости творчества, искусства от ремесла, в лишении искусства его социальных и индивидуальных основ.
Его, как и Рёскина, оскорбляли вульгарные в своей попытке выглядеть роскошно дешевые фабричные товары, лавиной затопившие рынок.
Статьи по теме:
Предание
Явление образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г., в последние годы царствования императора Александра II. Это было время, когда в среде русского народа сохранялись крепкие моральные устои и, казалось бы, ничто не предве ...
Сельские Дионисии
Время возникновения — глубокая древность.
Время проведения — конец ноября — начало декабря. Ежегодно. Входящие в праздник обряды: шествие ряженых, вымазанных дрожжами первого винного урожая, обмен шутками с актером; исполняющим роль Дион ...
Иконография апостола Петра
Иконография апостола Петра имеет три варианта. Архетипом первого является икона благовещенского иконостаса. Образцом дл второго типа послужил образ Петра из деисусного чина Успенского собора во Владимире. Все остальные известные чиновые и ...