Французское искусство 18 в

Материалы о культуре » Французское искусство 18 в

Страница 1

XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржу-

азные революции победили только в двух странах - Англии и Нидер-

ландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый

порядок. XVШ век с его просветительскими идеалами, идеями "свобо-

ды, равенства, братства" подготовил господство классических форм

развитого буржуазного общества, а Французская революция 1789-1794

гг. явилась классической буржуазной революцией, захватившей широ-

кие народные массы.

XVШ столетие подготовило также господство буржуазной культуры.

На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, со-

циологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

Литература, музыка и театр достигают в эту эпоху той художест-

венной зрелости, которая пришла к живописи в XVI-XVП вв., доста-

точно назвать романы Прево, Филдинга, Смоллета, Вольтера, Гете,

музыку Баха, Моцарта, Гайдна.

Изобразительному искусству XVШ столетия в лучших произведениях

свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение

нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и ана-

литическая наблюдательность - характерные черты искусства XVШ в.

как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства худо-

жественного восприятия жизни являются вкладом XVШ столетия в раз-

витие мировой художественной культуры, хотя следует признать, что

это было достигнуто ценой утраты универсальной полноты в изображе-

нии духовной жизни, цельности в воплощении эстетических воззрений

общества, свойственных живописи Рубенса, Веласкеса, Рембранда,

Пуссена.

С началом нового, XVШ столетия совершенно очевидно обозначился

процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715

г. "короля-солнца", последнее десятилетие лишь формально сохранив-

шего могущество, была просто завершающим событием в том длинном

ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и

новых веяний в искусстве.

Начало регенства герцога Орлеанского, дяди будущего короля Лю-

довики XV, было ознаменовано сменой строгого придворного этикета

совершенно противоположной атмосферой: легкомыслия, жажды наслаж-

дений, развлечений, роскоши не столь тяжеловесной, как в ушедшую

пору, и жизненного распорядка не столь торжественного. Но в этом

бурном веселье, желании успеть насладиться всем была и доля брава-

ды, тревоги, предчувствие краткости мгновения, надвигающихся гроз-

ных бедствий.

Многое меняется в искусстве. Король перестает быть единствен-

ным заказчиком произведений искусства, а двор - единственным кол-

лекционером. Появляются частные коллекции, салоны. На долгие деся-

тилетия Франция превращается в центр художественной жизни Западной

Европы, в законодательницу всех художественных нововведений, она

становится во главе всей духовной жизни Европы.

В первой половине XVШ в., когда так активно вытеснялась рели-

гиозная культура светской, ведущим направлением во Франции стало

рококо. Многие исследователи считают рококо лишь ответвлением

позднего барокко, потерявшим монументальность великого стиля. Тем

не менее очевидно, что рококо во Франции в первой половине "га-

лантного века" складывается в определенную стилевую систему, от-

части продолжающую черты, унаследованные от барокко, но еще более

их видоизменяющую. Рококо - порождение исключительно светской

культуры, еще уже - двора, французской аристократии, тем не менее

оно сумело не только оставить след в искусстве, но и повлиять на

дальнейшее ее развитие. Мир миниатюрных форм нашел свое главное

выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фар-

форе, а в архитектуре преимущественно в интерьере, где важным те-

перь было не пышное и величавое, а приятное и удобное. Городские

дворцы знати, богатой буржуазии, - "отели", сооружаемые в этот пе-

риод, как правило, строго классицстичны по экстерьеру. Внутри же

стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью, леп-

ниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, брон-

зой, фарфором, зеркалами. Все это вместе составляет праздничное,

действительно феерическое зрелище. Формы дробные, ажурные, орна-

мент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных

панно или станковых картин прозрачные, светлые. Все искусство ро-

коко построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства -

игривое насмешливое, вычурное. Не случайно термин "рококо" возво-

дят к слову "раковина", "рокайль". Сюжеты только любовные, эроти-

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Вызовы и угрозы
Кроме «сдваивания символического зонтика» в пределах, понятных советскому обывателю сообщений зарубежных средств массовой информации, работавших на СССР, в сообщения вводились элементы добавочной информации, основанные на современном учен ...

Образ Иоанна Предтечи
Образ Иоанна Предтечи из гостинопольского чина более традиционен для новгородской живописи второй половины XV века по сравнению с изображением Богоматери. В научной литературе сохранившиеся новгородские чиновые иконы пророка делятся иссле ...

Иванов Александр Андреевич
Художник-мыслитель, теоретик, Александр Иванов, по определению Н. Г. Чернышевского, "принадлежал по своим стремлениям к небольшому числу избранных гениев, которые решительно становятся людьми будущего". Александр Андреевич Иван ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru