Памятники творчества Андрея Рублёва

Материалы о культуре » Андрей Рублев » Памятники творчества Андрея Рублёва

В основе творчества Андрея Рублёва лежит иная, нежели у Феофана, философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Она строится на добре и красоте, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения, милосердия.

«Спас» (икона, Москва, ГТГ):

Его Спас - не грозный вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог. Он справедлив и благожелателен, он один может примирить противоположность духа и плоти, небесного и земного. Взгляд его не устрашает, как взгляд феофановского Пантократора, а утешает. Такого Христа византийское искусство не знало. Звенигородский Спас – это идеал Богочеловека, о котором страстно мечтал весь христианский мир, но воплотить которого в искусстве удалось только русскому художнику Андрею Рублёву. Соединение двух миров – духовного и материального – в творчестве Феофана доведено до трагедии, а у Андрея Рублёва это единство мудрости, добра и красоты.

«Троица» (икона):

Несомненно, вершиной творчества Андрея Рублёва является «Троица». Он написал ее в память Сергия Радонежского для церкви, посвященной, как и весь монастырь, Троице. Рублев использовал хотя и достаточно древний, но редкий в его время вариант изображения: в нем нет Авраама и Сары и бытовых подробностей их гостеприимства. Остаются лишь три ангела за трапезой – сама Троица. В иконе нет ни движения, ни действия, особая тишина ощущается в ней.

Изображая Троицу как нераздельное триединое божество, Андрей Рублёв избрал очертания круга, символизирующего вечность. За левым ангелом изображен дом как символ «Божественного домостроительства», так называли в старину устроение вселенной. За средним – встает дерево как напоминание о деревянном кресте, на котором был распят Иисус. За правым – виднеется гора, знак возвышенного. Особая, таинственная природа ангелов гениально передана Рублевым, создавшим необыкновенно нежные и вместе с тем величавые образы. Душевное согласие, чувство любви передается с помощью плавных линейных ритмов, которые подчёрктваются изысканной цветовой гаммой. Красочная палитра Рублева является необычайно яркой: багрянец, чистая ляпис-лазурь, золото, нежная зелень – краски сияющего летнего дня, на который приходится праздник Троицы, в них голубизна неба, зелень травы, золото солнца.

Икона была высоко оценена уже современниками художника, вызвала множество повторений, и на ее основе сложился канон, ставший основным в древнерусском искусстве при изображении Троицы.

Фрески Успенского собора во Владимире:

Он писал их вместе с Даниилом Черным. Основная часть сохранившихся фресок с композицией Страшного суда находится под хорами в западной части собора. Внешне фреска кажется вполне традиционной, но по тональности она представляется совершенно новым явлением в мировой живописи. Древнерусские художники, как и византийские, и западноевропейские, воплощали в Судном дне идею возмездия за грехи человеческие. А рублевым он представлен как день духовного согласия людей, объединенных чувством любви. Важнейшей особенностью фресок являются русские типы лиц, в противоположность удлиненным византийским, а также тяготением художника к массовым сценам.

Статьи по теме:

Верхнеитальянская живопись XVI столетия
Как в горных областях господствует пластическая форма, так в равнинах господствует воздушный тон и свет. Живопись верхнеитальянских равнин также расцвела красочными и световыми прелестями. Леонардо, великий изобретатель в области светотен ...

Вечерний звон
От сумы да тюрьмы не зарекайся (Русская пословица) "История эта началась в исправительно-трудовом лагере, севернее города "Н", в местах прекрасных и строгих". Начало истинно шукшинское - серьезное, лиро-эпическое. Не ...

Дюрер
Уже на пороге нового столетия возвышается сильная художественная личность Альбрехта Дюрера (1471 – 1528), славного немецкого мастера, уже в XVI столетии в Германии и за границей слывшего за великого даже между самыми великими. Он сам с го ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru