Муза танца оказалась неимоверно щедрой к грузинам. На редкость разнообразный и богатый танцевальными приемами грузинский танец достоин насчитывать столько веков, сколько эта нация хранит в своей коллективной памяти.
Со своей стороны в грузинском танце явно отражается национальный характер, образ мышления, многовековой, тяжелейший исторический опыт народа, проживающего на рубеже Европы и Азии. В каждой цивилизации существуют разные культурные слои, которые отличаются друг от друга социальным, психическим или историческим происхождением, но их общности взаимоспособствуют созданию новой структуры. С этой точки зрения танец "Хевсурули" можно считать как раз таким синтетическим феноменом, тем более, что этот своеобразный танец соответствует полифонической природе душевного склада грузин. Сегодня ни для кого не секрет, что главным поводом трагической истории Грузии считается ее специфическое геополитическое расположение. Выжить и противостоять грозным противникам малочисленный народ мог, лишь владея высоким военным искусством и особой психикой. Первая прекрасно выражается в тех многих военных приемах, которые в стилизованном виде встречаются в таких танцах, как "Мтиулури" (Горский),"Ханджурули" (танец с кинжалами),"Мхедрули" (танец наездников),можно сказать что язык танцевальной пластики фактически является единственным источником, иначе говоря, единственным "текстом", где возможно вычитать контуры грузинского боевого искусства.
Артистизм характерен многим народам, но трудно найти кого-либо, кроме грузин, у которых эта характерная черта была вознесена в ранг мировоззрения или жизненной позиции. Этот своеобразный механизм прекрасно просматривается в одном из наиболее изысканных, классическом грузинском танце "Картули". Грузинский писатель и мыслитель Григол Робакидзе сравнил мужчину, исполняющего "Картули" с "тигром, смотрящимся в зеркало". Но к чему тигру смотреться в зеркало? Созерцание собственного отражения- это ведь свойство артиста, актера, который играет роль тигра.
Что касается грузинского танца (пластический "текст" которого сохранил отражение душевных катаклизмов грузинского народа),то он пережил невиданную эволюцию и достиг мирового признания во второй половине двадцатого века, в условиях жесточайшего тоталитарного режима. Хотя для этого на горизонте грузинской культуры должны были появиться две монументальные фигуры -Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, которые вместе с великолепным театральным художником Симоном Вирсаладзе создали "Государственный Академический Ансамбль Народного Танца Грузии", воспитали прекрасное поколение танцоров и вселили новый дух в почти забытое грузинское танцевальное искусство.
Многократное увеличение числа исполнителей, ускорение темпа, постоянная смена ритма, совершенствование грузинских приемов с упором на классическую танцевальную технику и их свободное комбинирование, линейная расстановка танцевальной массы на сцене и полностью рассчитанный, хорошо сбалансированный общий рисунок танца, четкое разделение солистов и массовки по балетному принципу- вот неполный перечень задуманных Сухишвили и Рамишвили новация, которые в будущем принесли их ансамблю мировую славу.
Таинственный язык танца, как известно, таит в себе то, что временами сознательно "забывает" или в круговоротах истории теряет сознание народа. Сохранившиеся в недрах народного танца скрытые указания на душевный строй грузин, катаклизмы, происшедшие в недрах коллективной души и специфические особенности восприятия мира, прекрасно были "вычитаны", расширены и рельефно обострены в балете Сухишвили и Рамишвили. Все это воочию видно как в созданных им танцевальных миниатюрах, так и в интерпретациях традиционных грузинских танцев.
Статьи по теме:
Царство живописца Александра Иванова
В наши дни Александр Иванов имеет особое влияние на состояние русских умов, к его наследию обращаются люди диаметрально противоположных взглядов – от религиозных деятелей до посетителей развлекательных сайтов, его имя в России является од ...
Среднеитальянское зодчество XVI века
Грандиозность построек расцветшего в Риме высокого Ренессанса повлекла сама собой к укреплению стен и опор, к предпочтению куполов, бочковых сводов и столбов, а также к усилению и упрощению отдельных украшений. Рука об руку с этим шло бол ...
Театр Но
Но – один из старейших японских драматических театров, зародившийся в XIV веке. Но близок к кёгэн и включает в себя черты популярных народных и аристократических форм искусства. Стиль театра развивался чрезвычайно медленно и можно прослед ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...