Культура Древнего Рима

Материалы о культуре » Античность и Возрождение в культуре Западной Европы » Культура Древнего Рима

Страница 3

Римские скульпторы и живописцы следовали греческим образцам, но выработали свой стиль в области портрета. В отличие от греков, приукрашивавших оригиналы, римляне старались точно передать внешний облик и внутреннюю суть того, кого изображали. Цицерон, а затем Гораций в «Искусстве поэзии» утверждали теорию реалистического искусства, осуждали отступление от жизненной правды.

В римской скульптуре преобладало не создание статуй, как в Древней Греции, а скульптурных портретов. Как самостоятельное своеобразное явление портрет прослеживается с начала I в. до н. э. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм. Скульпторы не ограничивались передачей внешнего сходства, а стремились показать характер портретируемого. Линейно-графический стиль вытесняется живописно-пластичным. Наиболее известны портреты Цезаря и Помпея, выразившие своеобразные черты этих исторических личностей. Мраморный бюст Юлия Цезаря - образец психологического портрета. Художник передает сдержанную силу и глубокий ум, честолюбие, властность и в то же время утомленность государственными заботами, интригами и борьбой с политическими противниками.

Римские скульпторы создавали не только портретные бюсты, но и групповые поясные портреты родственников» Их возникновение объясняется культом строгого семейного уклада древнеримских знатных родов.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Очень сильною греческое влияние сказалось на римской религии. Римляне отождествляли с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Цецера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Цецера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников и торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Завоевания многих заморских территорий познакомили их с эллинистическими и восточными богами, которые находили почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

В религиозной жизни Римской империи победу одержало христианство, провозгласившее единобожие, равенство всех перед богом, человеколюбие и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Религия Христа первоначально привлекала к себе рабов, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости. Ученики распятого Христа, прозванные апостолами, разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру, основывая многочисленные христианские общины. В них принимали всех, уверовавших в искупительную жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в соответствии с его проповедями: разделить имущество с собратьями по вере и не участвовать в официальной общественной жизни. Отделяясь от других граждан, христиане навлекли на себя репрессии. Их обвиняли в убийствах детей, в том, что они вызывают засуху и т.д. В 313 г. Константин провозгласил в Милане свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями. После этого христианская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть и постепенно стала занимать господствующее место в римском обществе. В 392 г. император Феодосий I официально запретил языческие культы, христианство стало единственной государственной религией.

Борьба с язычеством и ересями способствовала развитию в IV-V вв. христианской литературы. Талантливыми полемистами были епископ Александрийский Афанасий, Григорий Назианзин, Иоанн, по прозвищу Златоуст, епископ Кесарийский Евсевий, автор «Церковной истории» в 10 книгах. Известен и историк Иероним - создатель (канонических переводов Ветхого и Нового Заветов). Это был образованный и блестящий стилист, который по праву с гордостью говорил о себе, что он одновременно философ, риторик, грамматик, грек, римлянин и еврей.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Хризантема - любимый цветок японцев
Хризантема – один из самых любимых в Японии цветов. Его выращивают издавна и повсеместно, причем делать это было позволено всем слоям населения – от императора (микадо) до человека-лошади (джинрикши). А вот изображение цветка считается св ...

Методы борьбы инквизиции со свободомыслием
Методы борьбы инквизиции со свободомыслием широко использовались и за территорией, подвластной религиозным тиранам. Во 2-ой половине 17 века в Московском государстве возникло широкое религиозное движение известное под именем раскола. Внеш ...

Русская бытовая живопись второй половины XIX века
К.Коровин. Зимой. 1894. Москва, Третьяковская галерея В 1863 году, когда тринадцать молодых художников покинули стены петербургской Академии художеств, они не только отказались от писаний дипломных работ на темы из скандинавской мифоло ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru