Культура Древнего Рима

Материалы о культуре » Античность и Возрождение в культуре Западной Европы » Культура Древнего Рима

Страница 3

Римские скульпторы и живописцы следовали греческим образцам, но выработали свой стиль в области портрета. В отличие от греков, приукрашивавших оригиналы, римляне старались точно передать внешний облик и внутреннюю суть того, кого изображали. Цицерон, а затем Гораций в «Искусстве поэзии» утверждали теорию реалистического искусства, осуждали отступление от жизненной правды.

В римской скульптуре преобладало не создание статуй, как в Древней Греции, а скульптурных портретов. Как самостоятельное своеобразное явление портрет прослеживается с начала I в. до н. э. В портретном жанре наиболее ярко проявился самобытный реализм. Скульпторы не ограничивались передачей внешнего сходства, а стремились показать характер портретируемого. Линейно-графический стиль вытесняется живописно-пластичным. Наиболее известны портреты Цезаря и Помпея, выразившие своеобразные черты этих исторических личностей. Мраморный бюст Юлия Цезаря - образец психологического портрета. Художник передает сдержанную силу и глубокий ум, честолюбие, властность и в то же время утомленность государственными заботами, интригами и борьбой с политическими противниками.

Римские скульпторы создавали не только портретные бюсты, но и групповые поясные портреты родственников» Их возникновение объясняется культом строгого семейного уклада древнеримских знатных родов.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.

Очень сильною греческое влияние сказалось на римской религии. Римляне отождествляли с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Цецера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии, Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия, Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Цецера - богиня растительности, Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников и торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Завоевания многих заморских территорий познакомили их с эллинистическими и восточными богами, которые находили почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

В религиозной жизни Римской империи победу одержало христианство, провозгласившее единобожие, равенство всех перед богом, человеколюбие и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Религия Христа первоначально привлекала к себе рабов, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости. Ученики распятого Христа, прозванные апостолами, разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру, основывая многочисленные христианские общины. В них принимали всех, уверовавших в искупительную жертву Иисуса Христа и пожелавших жить в соответствии с его проповедями: разделить имущество с собратьями по вере и не участвовать в официальной общественной жизни. Отделяясь от других граждан, христиане навлекли на себя репрессии. Их обвиняли в убийствах детей, в том, что они вызывают засуху и т.д. В 313 г. Константин провозгласил в Милане свой знаменитый эдикт, признававший равноправие христианства с другими религиями. После этого христианская церковь стала поддерживать своим авторитетом императорскую власть и постепенно стала занимать господствующее место в римском обществе. В 392 г. император Феодосий I официально запретил языческие культы, христианство стало единственной государственной религией.

Борьба с язычеством и ересями способствовала развитию в IV-V вв. христианской литературы. Талантливыми полемистами были епископ Александрийский Афанасий, Григорий Назианзин, Иоанн, по прозвищу Златоуст, епископ Кесарийский Евсевий, автор «Церковной истории» в 10 книгах. Известен и историк Иероним - создатель (канонических переводов Ветхого и Нового Заветов). Это был образованный и блестящий стилист, который по праву с гордостью говорил о себе, что он одновременно философ, риторик, грамматик, грек, римлянин и еврей.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Возникновение театра марионеток
Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте. Женщины ходили из деревни в деревню в сопровождении флейтиста, несли в руках небольшие статуэтки, сантиметров 30-40 высотой, и приводили их в движение с помощью сп ...

Греческая культура В V веке до н. э
Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н.э. наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политических с ...

Зодчество
Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. до н. э. поражают м ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru