Вопрос о том, можно ли говорить о существовании самостоятельной римской цивилизации, неоднократно обсуждался в науке. Такие известные культурологи, как О. Шпенглер, А. Тойнби, выделяя античную культуру как единое целое, отрицали самостоятельное значение Рима, считали, что вся римская эпоха была кризисной стадией античной цивилизации. Когда ее способности к духовному творчеству сходят на нет, остаются только возможности к творчеству в области государственности и техники. Все, что было создано римлянами в науке, философии, истории, поэзии, искусстве, было заимствовано у греков, примивитизировано и низведено до уровня массового сознания. До высот греческой культуры римляне не смогли подняться.
Другие исследователи, например советский ученый С.Л. Утченко, напротив, считают, что Рим создал свою оригинальную культуру, основанную на особой системе ценностей. Римляне, поработившие греческие полисы, стали первыми приемниками культуры Древней Греции, которая оказала сильнейшее, доминирующее влияние на римскую культуру. Впитав в себя многие из достижений греческой культуры, римляне воплотили их в культурной практике колоссальной Римской империи, простиравшейся от Геркулесовых столбов (Гибралтар) на западе до Индии на востоке, от Британских островов на севере до Африканского континента на юге.
В античный гуманизм римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их культуры, далекой от поэтики мифотворчества греков. Если в греческих полисах гражданин чувствовал себя неотъемлемой частью общества и соединение личных и общественных интересов было свободной и естественной формой гражданства, то Римское государство с его строгой системой управления противостояло отдельному человеку.
Если рассматривать сферы культуры, в которых римляне добились успехов, следует отметить в первую очередь политическую деятельность. Правила гражданских отношений между римскими гражданами, перешедшие из обычая в закон и приведенные в стройную систему, положили основание науке права и представляли образец гражданского кодекса. Уже в I в. до н. э. появилось несколько юридических научных школ.
Внимание к правоведению обусловило большой интерес римлян к риторике. Их учителями были греки. Как и в греческих школах риторика являлась одним из главных предметов. Однако постепенно изысканное, красноречивое греческое построение речей стало заменяться латинской лаконичностью, что ярко выразил цензор Марк Порций Катон старший. В учебнике по риторике, написанном для своего сына, он говорил: «Держись сути, а слова придут». На рубеже II-I вв. до н. э. Плотий Галл основал собственную школу латинской риторики. Знания риторики нашли применение прежде всего в суде. Особенно яркими были судебные речи Цицерона. Авторитет его, как защитника на суде был так велик, что на процессах, где у обвиняемого было несколько адвокатов, ему предоставляли последнее слово, когда уже казалось бы потеряны все надежды на опровержение обвинения. Сохранилось более 50 речей Цицерона и его сочинения по теории риторики. В эпоху принципата при Августе получили развитие риторические состязания. Тогда впервые зал, где выступал оратор стали называть «аудиториум» (отсюда аудитория), а преподавателя красноречия «профессор».
В других науках римляне не имели таких успехов как греки, но в то же время они много сделали в плане собирания различных отраслей знаний других народов. Особенно велик вклад в это дело Марка Теренция Варрона. Это был ученый-энциклопедист, автор свыше 600 работ. Основным произведением Варрона были «Человеческие и божественные древности» в 41 книге (к сожалению утеряны). В его «Десяти книгах науки» собраны сведения по грамматике, риторике, арифметике, астрологии, музыке, медицине, истории архитектуре и т.д. II в. до н. э. прославил Клавдий Птоломей. В его труде «Альмагест» - энциклопедическом своде астрономических знаний - представлена созданная им геоцентрическая модель мира, в центре которой находилась Земля. Эта система была опровергнута только в XVI в. Коперником. Клавдий Птоломей написал «Оптику», астрологический труд «Четверокнижье». В трактате «География» он собрал воедино вое имевшиеся в то время сведения об обитаемом мире.
В исторической науке достойным соперником Геродота и Фукидида показал себя Публий Корнелий Тацит. Если «отец истории» Геродот попытался собрать и обобщить первые сведения о различных народах, рассматривая историю как осуществление божественной справедливости, а Фукидид считал, что историю направляют не боги, но люди со своими интересами, то Тацит стремился передать потаенные и противоречивые движения исторических личностей, внеся, таким образом, в историю элементы психологизма. Основные исторические работы Тацита «История» и «Анналы» были посвящены истории Римской империи. Из 30 частей этих книг почти половина не сохранилась до нашего времени.
Статьи по теме:
Экспозиционный комплекс
Основной структурной единицей большинства экспозиций является экспозиционный комплекс, объединяющий составляющие зрительное и смысловое единство экспозиционные материалы - экспонаты, научно-вспомогательные материалы, тексты - в соответств ...
Творчество Г.И.Гуркина
Путь в искусство у Григория Ивановича Гуркина, алтайца из рода чорос, был не совсем обычным. Только в 27 лет попал он в специальное учебное заведение - Петербургскую Академию художеств. По тем временам это было исключением, так как ученик ...
«Хрустальное чудо»
Брат Алексея Дмитриевича Оболенского, последнего из князей, владевших селом Березичи, Александр Дмитриевич Оболенский (1847 – 1917) бывал в здешних местах. Он также был вкладчиком Никольской церкви села Березичи. Но особо хочется отметить ...