Примеры культурных устремлений

Материалы о культуре » Культура – источник противоречий » Примеры культурных устремлений

Страница 2

Движение германцев на Рим, в Причерноморье и в Африку имело ту же двойственность, как и движение гуннов и вообще тюрков и монголов на Запад и на Юг. Идеология этих движений состояла в установлении своей культуры на новой территории, а фактическая цель – захват итогов чужого культуросозидающего труда.

Различие колонизационной и захватнической миграций отразилось на их судьбах. Удержались только культуросозидательные движения, а движения, имеющие целью захват культуры, обращались в землячества, а их носители растворялись в коренном населении.

Другим типом культурно-классовых изменений в структуре общества является развитие сословного строя и близкого к нему цехового строя и, наконец, профессиональных организаций, фирм и др. Этот класс в своей исторической последовательности распределяется в соответствии с технологией и является результатом присообщения к технологиям людей на основе наследования профессиональных навыков либо через семью, либо через профессиональное обучение.

Этот тип культурных движений связан не с перемещением по территории, а, напротив, с развитием культуры в одной данной местности, где развивается тип профессиональной деятельности, формирующий определенную материальную культуру и связанную с ней и обеспечивающую ее физическую культуру.

Этот тип культурного движения основан на секретах дела, в которые не должны быть посвящены другие люди. Так, браминская каста хранила веды и храмовую культуру древней Индии, средневековые европейские цеха хранили свои секреты, современные фирмы имеют коммерческие тайны, равно как существуют тайны партийной политики, государственной политики и другое подобное.

Наличие тайны или секрета, возникающих вследствие разделения труда, не предполагает того, чтобы люди, хранящие тайну, были изолированы от общей духовной жизни и общей духовной культуры. Они отделяются от общей жизни в духе только в своем занятии, например, военные связаны присягой и обладают профессиональной физической подготовкой. Назовем такой класс людей профессиональной культурной группировкой.

Еще одним классом, развивающим культуру вне миграции, является разделение людей, живущих на определенной территории внутри общей территории, по роду занятий родственных народов. Изначально это фольклорная культура, основанная на единстве физической и духовной подготовки. Фольклорная культура не выделяет профессиональных культурных группировок, а только имеет их как бы в зародыше. Поэтому люди, связанные фольклорной культурой, не имеют профессиональных культурных группировок. Фольклорная культура сохраняется и тогда, когда коллектив, связанный единым фольклором, меняет место обитания.

Разрастание фольклорного коллектива до племени и народности сохраняет универсальную представленность профессиональных группировок и независимость от смены территории. Так, ханты и манси откочевали с Южного Урала на Северное Приобье, сохранив свою идентичность как культурных объединений. В историческое и доисторическое время (фиксируемое данными археологии) они перемещались по территории восточной Европы и Сибири. То же следует сказать о движениях тюрок, индоевропейцев, банту, полинезийцев и других народов. Для этих культурных группировок характерна несущественность признака материальной культуры для сохранения своей культурной идентичности. Чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы и другие народы Кавказа были вывезены насильно, но сохранили свою культурную идентичность благодаря своей духовной культуре. Основная масса таких культурных классов: фольклорных коллективов, племен, народностей – сохраняет свою идентичность благодаря особенностям народной физической культуры и своеобразию духовной культуры, закрепленной в языке и других средствах семиотики.

Особым разделением культуры на классы является культура края. Культура края может вмещать разные родовые или племенные группировки, хотя это и не обязательно. Важнейшим признаком культуры края является территория в определенных освоенных границах. Границы выделяются потому, что они составляют материально-культурный комплекс. В старых русских документах это обозначалось формулой «куда топор и коса ходили», имея в виду, что между краями существовали разделяющие их неосвоенные территории.

С развитием материальной культуры край получает административные и государственные границы, которые, как правило, оформляют единый комплекс материальной культуры. Такой единый комплекс материальной культуры обладает своей духовной культурой, обслуживающей этот комплекс. Так, во времена племенной организации Древней Руси разграничивалась территория радимичей, полян, древлян, северцев, новгородских славян и др. Для каждой был характерен свой тип орнамента, устного творчества, танца и др. В феодальной Руси сохранялось примерно то же деление, но в каждом краю складывались свои святыни, своя летопись, свой состав библиотек и другое подобное.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Театр изображений
Создать "движущиеся картины" можно и самому, без сложной техники. Стоит лишь погасить в комнате верхний свет, оставив гореть настольную лампу, сложить определённым образом руки - и на стене появятся чёрт, волк, щёлкающий челюстя ...

Джулиано да Сангалло
Самым ярким выразителем новых архитектурных тенденций во флорентийском зодчестве второй половины 15 в. был Джулиано да Сангалло (1445 — 1516). Обобщая поиски своих предшественников, он был одним из первых, кто воплотил мечту о создании со ...

Международный Выставочный Центр «Крокус Экспо»
Основные вехи в истории "Крокус-Центра": 18 марта 2004 года состоялось официальное открытие центра, которое стало событием выставочного бизнеса. Июнь 2004 года - ЗАО "Крокус Интернэшнл" становится членом Международн ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru