Причины колониализма как идеи и как практики надо искать в культурной жизни тех народов, которые предпринимали массовые миграции. Истоком колониализма является стремление создать новую материальную культуру. Говоря о движениях конных тюрков, Л. Гумилев обратил внимание на перемены в природно-климатических условиях центральной и восточной Сибири, заставлявшие кочевников идти либо на юг в Китай, либо на запад в Восточную Европу. Причиной движения русских в Сибирь было её колониальное освоение. То же можно сказать и о колонизации Америк и колониальном движении европейцев в Африку, Азию и Океанию.
Однако кроме этих внешних причин, несомненно есть внутренние причины. Они, по-видимому, в каждом случае конкретны. Но есть нечто общее во всех этих движениях – недостаток приложения сил в экономике стран, откуда шли колонизаторские движения, некоторый экономический избыток населения, определяемый уровнем экономического развития и структуры семьи. Уровень развития материальной культуры делал эти территории трудоизбыточными.
Колониальное освоение территории сопровождалось развитием на них всех форм культуры и образования, которые включили в этот процесс и аборигенные культуры.
Другим проявлением итогов миграции населения является ксенофобия, характерная для землячеств. На основе не массовой, когда возникают анклавы, а индивидуальной миграции складывается этнически неоднородное население. Эта неоднородность проявляется в том, что этническое меньшинство живет диффузно среди этнического большинства.
При этом этническое меньшинство образует свое землячество. Единственным средством объединения людей в такое землячество является духовная культура, например, религия и традиции семей, вынесенные с исторической родины. Одновременно землячество становится приобщенным к материальной культуре этой местности и пользуется образованием, ассимилируя местную культуру при сохранении основных элементов своей духовной культуры.
На территории, где проживает землячество, складывается антагонизм между землячеством и основным населением. Этот антагонизм основан на чувстве подозрительности. Основное население предполагает, что землячество пользуется такими источниками культуры, которые недоступны основному населению, и потому землячество в чём-то сильнее и опаснее основного населения своими связями. В свою очередь, землячество, видя недоверие основного населения, принимает меры самосохранения, усиливая свою замкнутость в духовной культуре.
Антагонизм выливается в те или иные символические или физические действия с обеих сторон. Это явление называется ксенофобией. Ксенофобия имеет много разновидностей. Например, антисемитизм, гонения на цыган, индо-мусульманские беспорядки в Индии, сегрегация от черного населения и т.д.
Культура края характеризуется тем, что в крае есть своя духовная и материальная культура, но отсутствует своя школа физической культуры. Физическая культура в крае – национальная и та, которая относится к культуре страны, народа и профессии. Восполняя недостаток физической культуры, край стремится развить свои формы физической культуры, создать свои виды физической культуры и спорта.
В политической жизни это означает поддержку физической культуры со стороны правительства, состязательность с другими краями, массовый любительский спорт, отвечающий местным традициям и разделение населения на поклонников своего спорта (болельщики, «тифози» и др. подобные названия). Состязательность есть проявление конкуренции, которая перерастает в конкуренцию в инфраструктуре спорта, а через него в сферу экономической и образовательной деятельности.
Культура профессии возбуждает идеи профессиональной солидарности, а культура нового поколения возбуждает новые стилевые течения. Культура профессии основана на однородных формах физической и материальной культуры и предполагает рост этой культуры и втягивание в профессию людей. Это порождает профессиональную солидарность и кастовость.
Марксизм как идеология и политическая практика основан на обобщении профессиональных интересов и противопоставлении физического труда всем видам умственного труда. Учение марксизма о социально-экономических формациях предполагает наличие профессиональной солидарности на любой стадии развития общества: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты. Базис и надстройка, таким образом, всегда есть генеральное противостояние на основе профессиональной солидарности.
Статьи по теме:
Русская православная церковь и религиозная философия
Рассматриваемый период обнимает время от продолжения консервативного победоносцевского до вовлечения священников в революцию и позднейших кризисов в отношении церкви к власти.
Первая русская революция 1905 г. возникла после длительного п ...
Смерть
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло.
Откровение Иоанна Богослова
Но не суждено было Егору выйти в стахановцы. Не того хотела от него судьба. Представ ...
Традиционное искусство и современность
Третья, последняя глава “Малой истории искусств” представляет собой исследование взаимосвязи между первобытным и традиционным искусством и современными культурами, главным образом народов Африки, Австралии и Океании; впрочем, в некоторых ...