Развитие профсоюзного движения связано с объединением людей по профессиям, иначе – по месту в общественном разделении труда. В государствах, построенных на коммунистической идеологии, центром общественного управления было планирование профессиональной занятости и регулирование объемов и качества профессионального труда. Так строилась «тектоника Богданова», и это лежало в основе учебников политэкономии социализма (например, у Цаголова), где процветание общества зависело от баланса видов труда, эффективности производства и отвечающего этому распределения денег, а также покупательной способности населения.
Характерной чертой марксистского учения о профессиональной солидарности было утверждение о ведущей роли экономики по отношению к духовной культуре и об отсутствии исторического сложения всех видов культуры и их влияния на развитие общества. Это заменялось учением о базисе и надстройке. Надстройка не определяла базис, а влияла на него вслед за господствующими политическими и гражданскими установлениями.
Экономизм видел развитие общества как бессознательное развитие организма и тем отрицал мыслящую самоорганизацию общества, хотя, надо сказать, что уже у Маркса учение о прибавочной стоимости получило моральную оценку – основу революционных процессов.
Последней в данном разборе, но первой по важности влияния на судьбу общества является социально-культурная группировка культура поколений. Как показывает таблица, эта категория, хотя и не различается с остальными группировками, но противопоставлена им. Ее отличают только два признака: наличие физической культуры и наличие ассимиляции (т.е. образования). Следовательно, речь идет о новом (молодом) поколении, противоположенном старшему поколению. (Это поколение всегда делает революции и реформы.)
Новое поколение еще не создает культуру (не проводит отбор) и не владеет культурой. Вступая в социальную жизнь, оно должно усвоить духовную культуру и приобрести материальную, и стремится к этому. Но путь к усвоению культуры лежит через овладение духовной культурой на основе изучения духовной культуры и творчества в материальной культуре. Усвоить же духовную культуру в достаточном объеме трудно, прежде всего из-за ее величины и сложности. Поэтому нередко проще ее начать выдумывать заново. Так начинает создаваться новый стиль, т.е. некоторый комплекс философии, искусства и взглядов на позитивное знание. Новый стиль нередко сам называет себя культурой. Ярко проявил себя модернизм, отрицавший всю предшествующую культуру. Это делалось в надежде на то, что модернизм заменит собой все духовное наследие и утвердит «новую эру» в культуре.
Но так поступал не один модернизм. Все предшествующие стили вели себя сходным образом. Поэтому стиль всегда есть определенная мера культурного невежества. Обычно стиль опирается на известия о фактах изобретенной новой техники и одновременно на новости в разделении труда, прежде всего в сфере создания семиотических произведений.
Претендуя на вхождение в культуру, новый стиль создает иногда такие произведения, которые потом становятся фактами культуры. Тогда порождения определенного невежества становятся действительными фактами культуры, но не целиком, а только в очень малом составе. Поэтому характерны утверждения стилистов: «мы творим, а что останется от нас, об этом судить будущим поколениям».
Таким образом, истоки динамичности стиля лежат в физической культуре, в физическом совершенстве идеалов психофизического совершенства человека.
Греческая гимнастика выдвинула психофизический идеал молодого человека – совершенно развитого молодого атлета. Йога и Ци-гун (и вытекающие из него искусства Ушу) видели психофизический идеал человека в зрелости и даже в старости (учитель йоги и мастер, обучающий Ушу, – человек пожилой и даже старый.) Вот причина того, почему Европа отличалась нетрадиционной культурой, а Восток справедливо понимается как традиционное общество. Запад и Восток имеют свои темпы динамики стилеобразования и свои принципы работы в области образования и просвещения. Модерн на Восток идет с Запада, а уважение к традиции – с Востока. Это подтверждается судьбой типов языкового развития.
Описание видов идеологических и политических движений несколько отличается от словарных в своем содержании, но все же не расходится с ними в основных дифференцирующих признаках семантики, использованных терминов.
Статьи по теме:
История возникновения и развития Русской матрешки
Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусст ...
Степная сюита Сергея Бондарчука
«Степь» — произведение, с которого начался Антон Павлович Чехов. С этого времени исчезнет подпись «Антоша Чехонте», знакомая читателям «Осколков», «Стрекозы», «Будильника», «Нового времени» как имя автора, язвительно клеймящего хамелеонов ...
Непрофессиональное искусство и эстетические концепции
Глава “Непрофессиональное искусство и эстетические концепции посвящена В.Миримановым, главным образом, попыткам определить функции искусства как такового с целью выяснить, есть ли взаимосвязь между формальной и функциональной структурой ...