Вопросы политических идеологий

Материалы о культуре » Культура – источник противоречий » Вопросы политических идеологий

Страница 4

Развитие профсоюзного движения связано с объединением людей по профессиям, иначе – по месту в общественном разделении труда. В государствах, построенных на коммунистической идеологии, центром общественного управления было планирование профессиональной занятости и регулирование объемов и качества профессионального труда. Так строилась «тектоника Богданова», и это лежало в основе учебников политэкономии социализма (например, у Цаголова), где процветание общества зависело от баланса видов труда, эффективности производства и отвечающего этому распределения денег, а также покупательной способности населения.

Характерной чертой марксистского учения о профессиональной солидарности было утверждение о ведущей роли экономики по отношению к духовной культуре и об отсутствии исторического сложения всех видов культуры и их влияния на развитие общества. Это заменялось учением о базисе и надстройке. Надстройка не определяла базис, а влияла на него вслед за господствующими политическими и гражданскими установлениями.

Экономизм видел развитие общества как бессознательное развитие организма и тем отрицал мыслящую самоорганизацию общества, хотя, надо сказать, что уже у Маркса учение о прибавочной стоимости получило моральную оценку – основу революционных процессов.

Последней в данном разборе, но первой по важности влияния на судьбу общества является социально-культурная группировка культура поколений. Как показывает таблица, эта категория, хотя и не различается с остальными группировками, но противопоставлена им. Ее отличают только два признака: наличие физической культуры и наличие ассимиляции (т.е. образования). Следовательно, речь идет о новом (молодом) поколении, противоположенном старшему поколению. (Это поколение всегда делает революции и реформы.)

Новое поколение еще не создает культуру (не проводит отбор) и не владеет культурой. Вступая в социальную жизнь, оно должно усвоить духовную культуру и приобрести материальную, и стремится к этому. Но путь к усвоению культуры лежит через овладение духовной культурой на основе изучения духовной культуры и творчества в материальной культуре. Усвоить же духовную культуру в достаточном объеме трудно, прежде всего из-за ее величины и сложности. Поэтому нередко проще ее начать выдумывать заново. Так начинает создаваться новый стиль, т.е. некоторый комплекс философии, искусства и взглядов на позитивное знание. Новый стиль нередко сам называет себя культурой. Ярко проявил себя модернизм, отрицавший всю предшествующую культуру. Это делалось в надежде на то, что модернизм заменит собой все духовное наследие и утвердит «новую эру» в культуре.

Но так поступал не один модернизм. Все предшествующие стили вели себя сходным образом. Поэтому стиль всегда есть определенная мера культурного невежества. Обычно стиль опирается на известия о фактах изобретенной новой техники и одновременно на новости в разделении труда, прежде всего в сфере создания семиотических произведений.

Претендуя на вхождение в культуру, новый стиль создает иногда такие произведения, которые потом становятся фактами культуры. Тогда порождения определенного невежества становятся действительными фактами культуры, но не целиком, а только в очень малом составе. Поэтому характерны утверждения стилистов: «мы творим, а что останется от нас, об этом судить будущим поколениям».

Таким образом, истоки динамичности стиля лежат в физической культуре, в физическом совершенстве идеалов психофизического совершенства человека.

Греческая гимнастика выдвинула психофизический идеал молодого человека – совершенно развитого молодого атлета. Йога и Ци-гун (и вытекающие из него искусства Ушу) видели психофизический идеал человека в зрелости и даже в старости (учитель йоги и мастер, обучающий Ушу, – человек пожилой и даже старый.) Вот причина того, почему Европа отличалась нетрадиционной культурой, а Восток справедливо понимается как традиционное общество. Запад и Восток имеют свои темпы динамики стилеобразования и свои принципы работы в области образования и просвещения. Модерн на Восток идет с Запада, а уважение к традиции – с Востока. Это подтверждается судьбой типов языкового развития.

Описание видов идеологических и политических движений несколько отличается от словарных в своем содержании, но все же не расходится с ними в основных дифференцирующих признаках семантики, использованных терминов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Конфронтации между цивилизацией и культурой как причины исторической эволюции искусства
Уже в начале XIX в. со всей актуальностью была поставлена проблема противостояния культуры (искусства) и цивилизации. При этом цивилизация понималась как корыстное, потребительское образование, умножающее практическое отношение к человеку ...

"Сошествие Св. Духа"
"Сошествие Св. Духа" также как и "Вознесение" в куполе - более архаичное декоративное решение, чем Христос Пантократор. "Сошествие Св. духа" можно видеть в знаменитых храмах послеиконоборческого периода, таки ...

Искусство эпохи неолита
Эпоха неолита характеризуется усилением тенденций к схематизации и стилизации изобразительного искусства, все более и более преобладавшим над традиционным искусством предшествующих эпох. Тенденция развития изобразительных форм от воспрои ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru