Развитие профсоюзного движения связано с объединением людей по профессиям, иначе – по месту в общественном разделении труда. В государствах, построенных на коммунистической идеологии, центром общественного управления было планирование профессиональной занятости и регулирование объемов и качества профессионального труда. Так строилась «тектоника Богданова», и это лежало в основе учебников политэкономии социализма (например, у Цаголова), где процветание общества зависело от баланса видов труда, эффективности производства и отвечающего этому распределения денег, а также покупательной способности населения.
Характерной чертой марксистского учения о профессиональной солидарности было утверждение о ведущей роли экономики по отношению к духовной культуре и об отсутствии исторического сложения всех видов культуры и их влияния на развитие общества. Это заменялось учением о базисе и надстройке. Надстройка не определяла базис, а влияла на него вслед за господствующими политическими и гражданскими установлениями.
Экономизм видел развитие общества как бессознательное развитие организма и тем отрицал мыслящую самоорганизацию общества, хотя, надо сказать, что уже у Маркса учение о прибавочной стоимости получило моральную оценку – основу революционных процессов.
Последней в данном разборе, но первой по важности влияния на судьбу общества является социально-культурная группировка культура поколений. Как показывает таблица, эта категория, хотя и не различается с остальными группировками, но противопоставлена им. Ее отличают только два признака: наличие физической культуры и наличие ассимиляции (т.е. образования). Следовательно, речь идет о новом (молодом) поколении, противоположенном старшему поколению. (Это поколение всегда делает революции и реформы.)
Новое поколение еще не создает культуру (не проводит отбор) и не владеет культурой. Вступая в социальную жизнь, оно должно усвоить духовную культуру и приобрести материальную, и стремится к этому. Но путь к усвоению культуры лежит через овладение духовной культурой на основе изучения духовной культуры и творчества в материальной культуре. Усвоить же духовную культуру в достаточном объеме трудно, прежде всего из-за ее величины и сложности. Поэтому нередко проще ее начать выдумывать заново. Так начинает создаваться новый стиль, т.е. некоторый комплекс философии, искусства и взглядов на позитивное знание. Новый стиль нередко сам называет себя культурой. Ярко проявил себя модернизм, отрицавший всю предшествующую культуру. Это делалось в надежде на то, что модернизм заменит собой все духовное наследие и утвердит «новую эру» в культуре.
Но так поступал не один модернизм. Все предшествующие стили вели себя сходным образом. Поэтому стиль всегда есть определенная мера культурного невежества. Обычно стиль опирается на известия о фактах изобретенной новой техники и одновременно на новости в разделении труда, прежде всего в сфере создания семиотических произведений.
Претендуя на вхождение в культуру, новый стиль создает иногда такие произведения, которые потом становятся фактами культуры. Тогда порождения определенного невежества становятся действительными фактами культуры, но не целиком, а только в очень малом составе. Поэтому характерны утверждения стилистов: «мы творим, а что останется от нас, об этом судить будущим поколениям».
Таким образом, истоки динамичности стиля лежат в физической культуре, в физическом совершенстве идеалов психофизического совершенства человека.
Греческая гимнастика выдвинула психофизический идеал молодого человека – совершенно развитого молодого атлета. Йога и Ци-гун (и вытекающие из него искусства Ушу) видели психофизический идеал человека в зрелости и даже в старости (учитель йоги и мастер, обучающий Ушу, – человек пожилой и даже старый.) Вот причина того, почему Европа отличалась нетрадиционной культурой, а Восток справедливо понимается как традиционное общество. Запад и Восток имеют свои темпы динамики стилеобразования и свои принципы работы в области образования и просвещения. Модерн на Восток идет с Запада, а уважение к традиции – с Востока. Это подтверждается судьбой типов языкового развития.
Описание видов идеологических и политических движений несколько отличается от словарных в своем содержании, но все же не расходится с ними в основных дифференцирующих признаках семантики, использованных терминов.
Статьи по теме:
«Семидесятники»: Василий Шукшин и его «Калина Красная»
Все чаще слышится с экрана звенящая нота, страстное "кредо" художников. В одинаковых обстоятельствах, в одних и тех же условиях жесточайшего испытания по-разному проявляют себя Сотников и Рыбак — персонажи фильма "Восхожден ...
История матрешки
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую ф ...
Литература Древней Греции
История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политических областях. Современной наукой выделяются четыре периода и ...