Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история

Материалы о культуре » Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века » Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история

Страница 9

Здание Академии художеств, являющееся одним из самых выдающихся памятников раннего петербургского классицизма 18 века, было включено в список федеральных памятников архитектуры. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы - с Английской набережной.

Среди прославленных выпускников Академии - художники (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков), архитекторы (В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов), поэт и художник Т. Г. Шевченко.

Не многие знают, что практически одновременно с Академией художеств был основан и музей, который сегодня является одним из старейших художественных музеев России. Первоначально музей выполнял учебные функции - в нем хранились работы лучших учеников Академии, а также образцы высокого искусства, которые можно и должно было изучать и копировать. Очень скоро коллекция музея превратилась в одно из лучших художественных собраний в стране.

В настоящее время экспозиция научно-исследовательского музея Российской академии художеств располагается в залах на трех этажах так называемого "циркуля" - центрального внутреннего двора круглой формы. На первом этаже находится отдел слепков, на втором - собрание живописи русской академической школы. Отдел архитектуры, в котором представлены уникальные проектные модели 18-19 веков, располагается на третьем этаже "циркуля". Среди экспонатов - модели зданий Смольного монастыря, Академии художеств, Биржи, Исаакиевского собора и многих других памятников Северной столицы.

Кроме того, при Академии работает галерея, которая расположена в доме № 21 по Наличной улице. Там любой желающий может посмотреть и приобрести работы учеников и выпускников Академии, выполненные в традиционном для Академии стиле. Галерея открыта с 11:00 до 19:00 без выходных.

Здание Государственного Ассигнационного банка - памятник архитектуры строгого классицизма, построенный в 1783-1790 годах архитектором Дж. Кваренги, бюст которого установлен перед фасадом банка. Кваренги, талантливый итальянский архитектор и рисовальщик, был приглашен в Россию Екатериной II в 1780 году и успел также поработать при Павле I и Александре I. С 1805 года он был вольным общником Санкт-Петербургской Академии художеств, а в 1814 году получил потомственное российское дворянство и орден святого Владимира I степени. Умер Джакомо Кваренги в Санкт-Петербурге, и его прах сейчас находится в музее-некрополе Александро-Невской лавры.

Подковообразное здание Ассигнационного банка состоит из центрального трехэтажного корпуса с мощным шестиколонным коринфским портиком на рустованной аркаде и кладовых, соединенных с ним открытыми галереями-колоннадами. Парадный двор отделен от Садовой улицы чугунной оградой с павильонами-пропилеями и гранитными столбами, а от канала Грибоедова здание ограждено чугунной оградой 1817 года, созданной архитектором Л. Руска.

Ассигнационный банк был основан в 1769 году для выпуска и обмена ассигнаций достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей на монеты. Его капитал в то время составлял 500 тысяч рублей. Вскоре банк стал так же принимать вклады под 5% годовых и выдавать ссуды в размере 10-25 тысяч рублей. В 1786 году московский и петербургский филиалы банка объединились и стали вести валютные отношения с иностранными государствами.

В 1799-1805 годах в здании банка находился Банковский монетный двор, в котором чеканили металлические деньги. К 1817 году банк выпустил ассигнации на сумму 836 миллионов рублей, после чего прекратил выпуск бумажных денег. В 1843 году он был упразднен за ненадобностью, так как ассигнации были заменены государственными кредитными билетами. В настоящее время в здании ассигнационного банка находится Санкт-Петербургский университет экономики и финансов.

Михайловский замок был построен в 1797-1801 годах по приказу императора Павла I, который хотел сделать его своей официальной резиденцией. Зимний дворец никогда не был Павлу по душе: опасаясь покушений, здесь он никогда не чувствовал себя в безопасности. Михайловский замок щбыл построен у южной границы Летнего сада, на месте деревянного дворца императрицы Елизаветы Петровны. Он был назван в честь архангела Михаила, в день поминовения которого была заложена новая царская резиденция. Со всех сторон замок был окружен водой. Создавая изолированную от города резиденцию, Павел, знавший о существовании своих многочисленных противников, надеялся найти в новом дворце надежное убежище. Архитекторы В. Ф. Бренна и В. И. Баженов создали замок по мотивам средневековых дворцов. План замка представляет собой квадрат, в середину которого вписан восьмиугольник внутреннего двора. По внешнему облику здание значительно отличается от других памятников петербургской архитектуры конца 18 века. Огромное сооружение поражает мрачной мощью и суровой замкнутостью. Необычен для господствовавшего в те времена классицизма и оранжевый тон в окраске стен замка. Четыре фасада Михайловского замка оформлены по-разному. В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви. Она увенчана типично петербургским шпилем. К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры. Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже. Во фронтоне, венчающем южный фасад, помещен многофигурный барельеф "История заносит на свои скрижали славу России" работы скульптора П. Стаджи. Перед Михайловским замком установлен бронзовый памятник Петру I, выполненный по проекту Б. К. Растрелли, отца знаменитого зодчего эпохи барокко. Работа над конной статуей основателя Петербурга началась еще при жизни Петра и завершилась в 1740-х годах. Лишь в 1800 году скульптура была установлена на пьедестал с посвятительной надписью "Прадеду правнук". Большие бронзовые барельефы, помещенные на боковых гранях пьедестала, изображают важнейшие эпизоды Северной войны - битвы при Гангуте и под Полтавой. Их созданием руководил М. И. Козловский. Павел I прожил в Михайловском замке всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит своими приспешниками. После смерти Павла дворец опустел: царская семья не хотела жить в столь мрачном месте. В 1819 году замок передали Инженерному училищу, в результате чего у замка появилось второе имя - Инженерный замок. Сегодня в помещениях Михайловского замка действуют постоянные выставки "Портретная галерея русских исторических деятелей 18-19 вв." и "Экспозиция скульптурного портрета 18 в.". В основе портретной галереи - изображения российских монархов от Петра I до Николая II, членов царской династии, российских генералов. Портреты выполнены выдающимися российскими и зарубежными художниками.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме:

Финское взморье и Кронштадт
Финское взморье со стороны Васильевского острова, незаметно переходящего теперь территориями заводов в остров Голодай и дальше в намытый при советской власти берег, когда-то безымянное кладбище, теперь застроено жилыми домами в стиле позд ...

Искусство революционно-демократических идей
Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Бытовой жанр в лучших произведениях передвижников лишен всякой анекдотичности. Социальная направленно ...

Архитектура Нарвских триумфальных ворот
При переводе русских надписей на латынь консультировались с известным филологом академиком Графе. Особенно беспокоило то, что в латинском тексте слово “гвардия” перевели как “преторианцы”. Оленин писал, что это было бы не очень удобным “п ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru