В середине 18 века в старом доме на Невском проспекте, принадлежавшем графу С. Г. Строганову, случился пожар, полностью уничтоживший это небольшой особняк. Затем на его месте, под руководством архитектора Ф.-Б. Растрелли, был возведен один из самых величественных дворцов Санкт-Петербурга, названный по имени его владельца Строгановским. Владелец будущего дворца предоставил придворному архитектору практически полную свободу действий, и Растрелли за два года создал роскошное здание с огромными окнами и лепниной на фасаде, в котором было пятьдесят комнат, большой зал и галерея, заставленная скульптурами и увешанная высокими зеркалами. Въезд во дворец украшали рельефные изображения гербов семьи Строгановых с соболями и копьями, символизирующими Сибирь, откуда этот прославленный род вел свое начало. Окруженный простыми деревянными домиками, дворец выглядел особенно пышно, и граф Строганов при виде своего нового жилища пришел в полный восторг. Это был единственный заказчик Растрелли, отблагодаривший мастера не только щедрой платой за работу, но и сделавший ему дорогой подарок: Строганов заказал портрет архитектора известному художнику П. Ротари, приехавшему в Петербург из Европы, чтобы написать портреты членов императорской семьи.
После окончания строительства Строгановский дворец удостоился визита императрицы Елизаветы Петровны, пожелавшей отпраздновать в нем свой день рождения. А через несколько лет в этом здании начал развивать свой талант еще один знаменитый архитектор - А. Н. Воронихин. В свое время граф С. Г. Строганов заметил художественный талант в одном из своих крепостных, дав ему возможность учиться на архитектора. А затем молодому Воронихину, уже получившему вольную, пришлось сдавать бывшему господину "экзамен": заново отделать и частично перестроить некоторые внутренние помещения его дворца. В остальном интерьер этого здания с тех пор почти не изменился, чего нельзя сказать о его внешнем виде - в 19 веке Строгановский дворец несколько раз перекрашивался. В разное время он был и розовым, и светло-сиреневым, и кирпично-красным, пока не приобрел зеленоватый оттенок, хорошо знакомый современным жителям Санкт-Петербурга.
Дом Строгановых славился своими "открытыми обедами", которые хозяева устраивали во внутреннем дворике дворца. На эти обеды мог прийти любой опрятно одетый человек, и многие небогатые горожане пользовались этой возможностью бесплатно поесть в течение нескольких лет. Кроме того, Строгановский дворец был известен в Санкт-Петербурге как место встреч культурной элиты города: в нем часто бывали писатели И. Л. Крылов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, композитор Д. С. Бортнянский и другие известные личности.
Несколько поколений семьи Строгановых жили в своем дворце более полутора веков, до тех пор, пока октябрьская революция не вынудила их потомков покинуть страну. Коллекции книг и картин и многочисленные дорогие предметы обстановки Строгановского дворца были разграблены, и лишь небольшая часть этих сокровищ попала в музеи и библиотеки города. Строгановский дворец стал одним из многочисленных в то время Историко-бытовых музеев, который, впрочем, вскоре был закрыт, так как здание дворца решено было передать сразу нескольким государственным учреждениям, в том числе и различным секретным ведомствам. Внутренний двор здания был закрыт, а некоторые его помещения перепланированы. Только в конце 20 века, когда этот памятник архитектуры был передан Русскому музею, в нем начались работы по восстановлению прежнего облика.
В настоящее время Строгановский дворец является филиалом Русского музея. В нем находится галерея восковых фигур, где можно увидеть всех известных людей, бывавших в этом здании - членов семьи Строгановых, представителей императорской фамилии и строивших дворец архитекторов.
Великолепный памятник позднего русского барокко, золотоглавый Никольский морской собор, расположен на берегу Крюкова канала. Собор был построен по личному ходатайству князя М. М. Голицына, предложившего императрице Елизавете Петровне "в воздаяние достойной памяти славных дел флота российского" возвести в Петербурге храм во имя Святого Николая Чудотворца - покровителя моряков. Проект собора был разработан архитектором С. И. Чевакинским, которому и были поручены работы по строительству собора, длившиеся с 1753 по 1762 год. Место для строительства собора было выбрано не случайно - в 18 веке эта территория принадлежала плацу Морского полкового двора. Двухэтажный собор представляет в плане равноконечный крест. Он увенчан пятью широко расставленными главами с позолоченными куполами, празднично украшен лепниной и декорирован колоннами коринфского ордера. Великолепное сочетание золотых куполов, синих фасадов и белоснежных колонн придает всему храму нарядность и торжественность. Никольский собор состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, который считается покровителем всех путешествующих, в том числе - и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня, отсюда и полное название храма - Николо-Богоявленский собор. В верхней церкви сохранился великолепный резной иконостас работы мастера И. Канаева. Иконостас украшают иконы, выполненные в византийской традиции живописцами Колокольниковыми. Главная святыня Никольского собора - икона святого Николая Чудотворца, датируемая 17 веком. Отдельно от собора, ближе к Крюкову каналу, была построена стройная четырехъярусная колокольня с тонким изящным золоченым шпилем. Эффектная колокольня стала не только органичным элементом всего ансамбля Никольского собора, но и одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто можно увидеть на картинах петербургских художников. Екатерина Великая повелела даровать собору десять образов в память русских морских побед над турецким и шведским флотами. Никольский собор, ставший храмом-памятником морской славы России, принимал активное участие в жизни российского флота. Любое важное событие - закладка нового корабля, спуск его на воду, заморская экспедиция или возвращение корабля из долгого плавания - сопровождалось богослужением. Само собой разумеется, что именно в этом соборе служились торжественные молебны по поводу главных морских побед. Здесь же поминали и погибших моряков. В память о героях устанавливали мемориальные мраморные доски. Так, например, почтили память моряков, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов. В 1908 году в саду, окружающем Никольский собор, был установлен обелиск, посвященный памяти моряков броненосца "Александр III", погибших в сражении при Цусиме 14 мая 1905 года. После революции 1917 года Никольский собор значительно пострадал, однако не был закрыт представителями советской власти. С 1941 до 1999 года он являлся кафедральным собором, а во время блокады в нем жил митрополит Алексий, будущий Святейший Патриарх Всея Руси Алексий I. В настоящее время Никольский морской собор остается действующим православным храмом, в котором сохраняются многолетние мемориальные традиции. В 1989 году в Никольском соборе была установлена памятная доска в честь экипажа подводной лодки "Комсомолец". А недавно на стенах храма были повешены новые доски с именами моряков подводной лодки "Курск", потерпевшей крушение в 2000 году.
Статьи по теме:
Искусство ХVII столетия в христианской восточной Европе
Польский король Ян Собесский одержал, как известно, в 1683 г. решительную победу под Веной, остановившую вторжение турок и вернувшую независимость Венгрии, изнывавшей 144 года под магометанским игом. Но освобожденные страны в ближайшие де ...
Танец
Танцевать ли? А ведь с Богом все затанцуем.
Если Бог - то как не танцевать. Не удержишься.
В. В. Розанов
Но тихий восторг еще не для Егора. Ему подавай буйство, разгульную радость перед угрозой конца. Уныния рассудочности, умеренности, ...
Кипренский и портрет начала XIX века
Все знают и все цитируют стихи, обращенные Пушкиным к Кипренскому. Но обычно в них видят всего лишь изящный комплимент и блестящий экспромт в адрес „любимца моды легкокрылой". Между тем шутливые намеки стихотворения говорят о взгляда ...