Образ Божией Матери «Утоли моя печали» представляет собой поясное изображение Богородицы, правой рукой поддерживающей Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите».
Голова Богоматери несколько склонена набок. Свою левую руку Она приложила к глазам, тем самым давая понять, что скорби и печали всех обращающихся к ней являются и Ее личной болью.
В положении фигуры Младенца Христа есть одна отличительная особенность: Он изображен полулежащим, или, точнее сказать, полностью лежащим, наподобие расслабленного человека. Здесь стоит вспомнить древний иконописный прием изображения спящего или умершего человека, которого не допускалось писать в горизонтальном положении, верхняя часть его туловища всегда оставалась несколько приподнятой, чем выказывался удивительный такт, целомудрие, почтение и к зрителю, и к Богу. Средневековые художники словно хотели этим сказать, что нельзя «лежать» в присутствии Божием, то есть быть духовно умершим, пассивным.
Редкой особенностью иконы является и такая деталь как изображение покрытых гиматием колен Богородицы, что вводит в композицию несомненный мотив оплакивания, как нельзя лучше соответствующий самому названию образа Божией Матери «Утоли моя печали».
Статьи по теме:
Малевич Казимир Северинович
Малевич К.С. - российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, так называемого супрематизма. Родился в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал к ...
Тайницкая башня
От Спасской башни влево по бульвару вдоль стен кремля можно выйти к Тайницкой башне, оформляющей северный въезд в кремль. Свое название она получила от башни, существовавшей в ханской Казани, под которой был потайной ход к источнику пить ...
Искусство Гольбейна
С Аугсбургом связан в начальный период своей творческой деятельности один из великих мастеров немецкого Возрождения — Ганс Гольбейн Младший (1497—1543).
Гольбейн — художник совершенно другого типа и темперамента, нежели Дюрер. Будучи чел ...