Образ Божией Матери «Утоли моя печали» представляет собой поясное изображение Богородицы, правой рукой поддерживающей Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите».
Голова Богоматери несколько склонена набок. Свою левую руку Она приложила к глазам, тем самым давая понять, что скорби и печали всех обращающихся к ней являются и Ее личной болью.
В положении фигуры Младенца Христа есть одна отличительная особенность: Он изображен полулежащим, или, точнее сказать, полностью лежащим, наподобие расслабленного человека. Здесь стоит вспомнить древний иконописный прием изображения спящего или умершего человека, которого не допускалось писать в горизонтальном положении, верхняя часть его туловища всегда оставалась несколько приподнятой, чем выказывался удивительный такт, целомудрие, почтение и к зрителю, и к Богу. Средневековые художники словно хотели этим сказать, что нельзя «лежать» в присутствии Божием, то есть быть духовно умершим, пассивным.
Редкой особенностью иконы является и такая деталь как изображение покрытых гиматием колен Богородицы, что вводит в композицию несомненный мотив оплакивания, как нельзя лучше соответствующий самому названию образа Божией Матери «Утоли моя печали».
Статьи по теме:
Церковь Вознесения в Коломенском
Построена Василием Третьим в честь рождения долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного. Поразительно удачно выбрано место – высокий берег Москвы-реки. В основе объема – высокий квадратный четверик, со всех сторон выступают притвор ...
Музей "Подземной армии" как ярчайший образец скульптурного
искусства Древнего Китая
"
Подземная армия" первого императора Китая Цинь Ши Хуанди — это гробничный комплекс первого императора. В марте 1974 года в центре Китая, среди долин и холмов лессового плато, произошло одно из самых удивительных событий в исто ...
Снова в Эдо. Бедность
В 1836 художник вернулся в Эдо, когда город был разгромлен окрестной беднотой, и ему пришлось зарабатывать на пропитание продажей собственных картин. В 1839 в мастерской Хокусая случился пожар, уничтоживший все наброски и рабочие материал ...