Хачкары XI столетия

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Хачкары XI столетия

Страница 1

Начиная с XI века процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным. Об этом говорят многочисленные хачкары в различных местах Армении, преимущественно в ее богатых монастырях.

Наиболее характерной чертой хачкаров XI века стала орнаментальность, уплотненность, строгая графичность и насыщенность декора. Вместе с тем развивалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, что создавало игру светотени. Растительность и обрамление хачкаров стали составлять из одного или двух вертикальных столбиков квадратных или прямоугольных фигур, сплетенных между собой с орнаментальным заполнением.

Основные художественные мотивы, элементы и орнаменты древних хачкаров: символика и идейное содержание. Закономерность развития хачкаров и эволюция их орнаментации, прежде всего, выявляются в изображении креста (в центре хачкара, как «Древо Животворящее»). Эволюция форм хачкаров была обусловлена обогащением орнаментально-декоративных форм, преемственностью и развитием мастерства резчиков и, несомненно, переменами в иконографии и системе символов. Особую роль в сложении искусства хачкаров сыграл национальный орнамент, который пронизывал все виды армянского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Скульптурное изображение креста на древнейших хачкарах имело форму равнокрылого или удлиненного креста. На этих хачкарах оба конца крыльев креста оканчиваются единичными шарообразными фигурами.

Крест с раздвоенными ветвями (крыльями), имеющими шаровидное завершение и один шаровидный элемент, расположенный в центре креста. Эта композиционная схема проявляется на крылатых крестах еще в V веке и сохраняется на хачкарах до конца Х века.

Со второй половины Х века на крыльях с раздвоенными ветвями появляются уже по три полукруга, имеющих форму бутона. Эта композиционная схема сохраняется до XII века.

В XI веке на таких же раздвоенных ветвях центральный из трех бутонов становится остроконечным и получает вид, напоминающий почку. Это оформление креста становится классическим изображением армянского креста и сохраняется до сегодняшнего дня.

В VIII–X вв. встречаются и хачкары, крест которых завершают изображения, напоминающие форму листа, а иногда форму цветов или два плода граната – символ семьи и плодородия. Это обстоятельство говорит о растительном происхождении образа креста и о древнейшем представлении «Древа жизни» в форме креста.

Соответственно, таким же изменениям подвергались не только кресты, высеченные на хачкарах, но и другие сопутствующие отдельные законченные элементы – изображение граната, винограда, а еще ниже – растительные узоры и орнаментированные розетки. Интересно и то, что в начале XI в. и позднее на завершении крыльев крестов иногда появляются еще маленькие кресты, органично сливающиеся с растительным орнаментом.

Особенностью древних хачкаров является и такой прием, когда между ветвями крыльев креста высечены треугольные углубления – пазы, которые встречаются на хачкарах до XI века, и изредка на хачкарах, выполненных в XIV веке. Главной особенностью композиции древнего хачкара являлось изображение внизу креста ступенчатых и розеточных мотивов, первый из которых (ступенчатый) со временем исчезает, а второй (розеточный мотив) становится самым основным элементом орнамента после креста, который символизирует вечность, мир, землю, солнце, зерно, и, по мнению некоторых исследователей, также символизирует круглый хлеб.

Одновременно развиваются орнаменты верхней части хачкара. Из крыльев креста поднимаются вверх плоды граната, грозди винограда, листья, эти элементы орнамента со временем образуют карниз («козырек»).

Начиная с XI века, мотивы карнизов (или козырьков) достигают совершенства. Иногда гроздья винограда и гранаты (и очень редко мотив груш) переплетаются и орнамент становится геометрическим.

Большого внимания заслуживают и изображения листьев финиковой пальмы (пальметты), которые от основания креста (от нижнего крыла) с двух сторон поднимаются вверх до вертикальных крыльев.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

История образа
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», была привезена в Москву казаками при царе Михаиле Федоровиче, в 1640 году, и помещена в церкви Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Более ста лет образ находился в забвении на ко ...

Вхождение в среду авангардистов
Гуаши рубежа десятилетий – “Женский портрет”, два автопортрета, “Человек в острой шапке”, “Натюрморт”, - энергичные, экспрессивные, с упругой контурной обводкой и мощной цветовой лепкой уплощенных объемов, - говорят о возникновении новых ...

Бенедетто да Майяно
Крупным произведением флорентийского дворцового зодчества второй половины 15 в., создание которого связывается с именем Бенедетто да Майяно (1442— 1497), является палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 г.). В его проектировании и стро ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru