Хачкары XI столетия

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Хачкары XI столетия

Страница 2

Этот мотив вместе с общим развитием хачкаров в XI–XIII веках уже подвергается разнообразным композиционным изменениям и теряет свое первоначальное значение.

Древнейшим мотивом хачкаров является также изображение пары голубей (или других птиц), обычно симметрично помещенных по сторонам основного креста на хачкаре. Птица – это символ святого духа, символ бессмертия, что соответствовало значению хачкаров как памятников мемориальных и поминальных. Это изображение с IX до XVII века становится характерным элементом орнаментации хачкаров.

Хачкары были удобны при обработке камня, так как художественно оформляли только их лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста свободные места заполнялись резьбой с идейно-содержательными символами. Хачкары были также удобны и тем, что их можно было установить на постаменте (пьедестале) или вставить в стену при строительстве храма, церкви, часовни. Хачкарами оформляли не только наружные стены, но и внутреннее пространство храмов.

Среди новых символов (X–XIII вв.) необходимо отметить следующие:

1. «Крутящаяся свастика» – обозначала «бесконечность» и была знаком солнца (в XIII веке для хачкаров обязательными были символические изображения солнца и луны). Мотив «крутящейся свастики» встречается в Армении еще со времен неолита (VI–IV вв. до н. э.). Надо отметить, что этот символ встречается и у других, в основном европейских, народов. Начиная с X–XI вв. «крутящаяся свастика» становится новым изобразительным элементом на хачкарах.

2. В этот период (X–XI вв.) на хачкарах используется также новый мотив в виде букета цветов. Не исключено, что узоры с этим мотивом образовались еще в X веке. Композиции с подобными узорами занимали нижнюю часть хачкара, придавая особое изящество крест-камням. Однако в XIV–XVI вв. эти мотивы по непонятным причинам навсегда исчезли с хачкаров.

3. Узоры на хачкарах постепенно совершенствовались, иногда меняя свои формы, но не теряя первоначальной красоты и символичности. Они напоминали кружева, только выполненные из камня, и заполняли все нижние и верхние ярусы хачкаров. Удивляет, с каким мастерством делались эти каменные кружева, которые назывались «розочки», «розетки». Некоторые из них окаймляли «сегменты». С X века внутри «сегментов» вместо розочек начали изображаться геометрические узоры (звездочки, треугольники, пятиугольники и т. д.).

4. В XI веке на хачкарах появился совершенно новый мотив – «Хачбур» (хач – крест, бур – горсть, сложенные ладони – крест, который поддерживается ладонями рук). «Хачбур» изображался в нижних двух сторонах хачкара (под нижними крыльями большого креста). Искусствовед А. Патрик подтверждает тот факт, что в древние времена армянские земледельцы «Хачбуром» называли и украшения, плетеные из колосьев пшеницы. Такими «Хачбурами» крестьяне украшали верхнюю часть своих очагов, они являлись символами благополучия и удачи.

5. Скульптурные изобразительные элементы широко использовались в армянском монументальном искусстве IV–VII вв. Но VIII–IX вв. были неблагоприятными временами для их развития. И только с X века армянские мастера («варпеты») снова начали использовать эти изображения на мемориальных памятниках, в частности, на хачкарах. Надо отметить, что эти скульптурные изображения разделялись на две основные группы: 1) мирские и 2) религиозные. Скульптурные мотивы мирских тем на хачкарах использовались в XII веке, а религиозные мотивы, в основном, в XII–XIII вв. Хачкары с изображениями мирских тем дошли до нас из исторической провинции Хачен. С XII по XIII века на хачкарах изображались также повседневные разнообразные предметы (утварь, орудия труда, оружие, музыкальные инструменты и т. д.).

6. С XI века на хачкарах появляются рельефные скульптуры – «эпитафии», которые по-другому назывались «лапидарные надписи». До X века эпитафии (не рельефные), вырезались на поверхности камня и смотрелись исключительно как текстовые надписи. В XII–XIII вв. эпитафии, высеченные на хачкарах, выполняли не только смысловую роль, но и воспринимались как орнамент.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

"Золотой" век русской культуры
В истории тысячелетней культуры с “пяти Россий” (Н. Бердяев) - от Киевской Руси до императорской России ХIХ век занимает особое место. Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим росси ...

Кино эпохи джаза
После первой мировой войны Америка претерпела разительные перемены. Неотъемлемой частью ее жизни стали автомобили, радио, бульварная пресса и новое направление в музыке, названное джазом. Молодое поколение американцев рассматривало 1920-е ...

Коллекция Ангерстейна как начало лондонской Национальной галереи
К моменту смерти Ангерстейна в 1823 году его коллекция насчитывала тридцать восемь картин, среди которых имелось пять первоклассных пейзажей Клода Лоррена, огромное полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», «Венера и Адонис» Ти ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru