Итак, с VIII века в средневековой Армении новым распространенным типом мемориального памятника становится хачкар. Этот новый тип памятника был более удобен при обработке камня, так как художественно оформляли только лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста («хача») свободные места заполнялись резьбой с идейно содержательными символами. На лицевых и обратных сторонах хачкаров высекались обширные надписи. Хачкар можно было воздвигнуть отдельно или включить в кладку стен.
В формировании композиционных особенностей хачкара исходное значение имели предшествовавшие типы мемориальных памятников – четырехгранные стелы, столбы с богатыми орнаментальными мотивами, в частности – каменные кресты со свободными крыльями.
По сравнению со стелами, четырехгранными памятниками, крылатыми крестами (крест-памятниками – под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») хачкары (крест-камни) были значительно проще при обработке и требовали меньших затрат. Четырехгранные памятники (столбы, обелиски) обрабатывались с четырех сторон и в этом смысле были сложны для целостного восприятия памятника с одной фиксированной точки, в то время как поверхность хачкара тщательно обрабатывалась только с лицевой стороны, что давало возможность мастеру пышно и разнообразно украшать памятник сложной искусной резьбой, содержание которой легко и сразу воспринималось смотрящим. Кроме того, на плоской поверхности хачкара было удобно высекать хорошо читаемые даже со значительного расстояния текстовые надписи.
Художественные особенности хачкаров в средневековый период (XII–XIII вв.). Глава посвящена анализу периода наивысшего художественного и композиционного развития хачкаров, их классификации и изменениям основных мотивов орнаментации, а также анализу идеологического содержания высеченных на них скульптурных изображений. В главе даны подробное описание и художественная характеристика наиболее известных хачкаров XIII века.
Статьи по теме:
Музей "Подземной армии" как ярчайший образец скульптурного
искусства Древнего Китая
"
Подземная армия" первого императора Китая Цинь Ши Хуанди — это гробничный комплекс первого императора. В марте 1974 года в центре Китая, среди долин и холмов лессового плато, произошло одно из самых удивительных событий в исто ...
Культурные устремления
В каждом факте культуры слиты все три формы культуры: физическая, духовная, материальная. Иное дело человек или группа людей. Им не обязательно присущи все три формы культуры в их соединении, характеризующем данного человека или группу.
...
Основные сюжеты и герои
Театр кукол выжил и оказался бессмертным. И это обусловлено не только любовью к нему зрителей. Дело в том, что кукольники придумали таких героев, которые стали – как пословица или поговорка – всенародно нарицательными. Их самих, а также и ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...