Хачкары XI столетия

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Хачкары XI столетия

Страница 3

Итак, с VIII века в средневековой Армении новым распространенным типом мемориального памятника становится хачкар. Этот новый тип памятника был более удобен при обработке камня, так как художественно оформляли только лицевую часть, изображая в центре хачкара крест, а вокруг креста («хача») свободные места заполнялись резьбой с идейно содержательными символами. На лицевых и обратных сторонах хачкаров высекались обширные надписи. Хачкар можно было воздвигнуть отдельно или включить в кладку стен.

В формировании композиционных особенностей хачкара исходное значение имели предшествовавшие типы мемориальных памятников – четырехгранные стелы, столбы с богатыми орнаментальными мотивами, в частности – каменные кресты со свободными крыльями.

По сравнению со стелами, четырехгранными памятниками, крылатыми крестами (крест-памятниками – под названием «Крнавор хач» или «Тевавор хач») хачкары (крест-камни) были значительно проще при обработке и требовали меньших затрат. Четырехгранные памятники (столбы, обелиски) обрабатывались с четырех сторон и в этом смысле были сложны для целостного восприятия памятника с одной фиксированной точки, в то время как поверхность хачкара тщательно обрабатывалась только с лицевой стороны, что давало возможность мастеру пышно и разнообразно украшать памятник сложной искусной резьбой, содержание которой легко и сразу воспринималось смотрящим. Кроме того, на плоской поверхности хачкара было удобно высекать хорошо читаемые даже со значительного расстояния текстовые надписи.

Художественные особенности хачкаров в средневековый период (XII–XIII вв.). Глава посвящена анализу периода наивысшего художественного и композиционного развития хачкаров, их классификации и изменениям основных мотивов орнаментации, а также анализу идеологического содержания высеченных на них скульптурных изображений. В главе даны подробное описание и художественная характеристика наиболее известных хачкаров XIII века.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Русский пейзажный жанр конца XVIII в
Мастером акварельного пейзажа, запечатлевшим виды Кавказа, Крыма, Бессарабии, Украины, был Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823). Во многих его картинах пейзаж – составная часть батальных сцен. Служа в штабе Г. Потемкина, он изображал места ...

Владимирский собор в Киеве
В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие художник дает. У него уже есть опыт - абрамцевск ...

Немецкое зодчество XVI столетия
В начале нового столетия и над Германией занялась заря нового, более полного содержанием существования. На колесах торговца через Альпы проникло благосостояние, без которого искусства чахнут, а на крыльях слова проник гуманизм, возродивши ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru