Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения. На основе конкретных данных было выявлено более сорока различных назначений, которые имели хачкары, хотя этим не исчерпываются их целевые функции. В XI–XIII вв. и позднее, в XIV–XVII вв. часть хачкаров приобретает значение надгробного, памятника (но никак не надгробной плиты).
Орнаментальные мотивы хачкаров являются исключительно богатым источником для изучения развития изобразительного искусства средневековой Армении. Большую ценность представляют эпиграфические надписи хачкаров, способствующие изучению социально-экономической, военной, политической и культурной истории и языка средневековой Армении. Имеется ввиду множество хачкаров, на которых изящно выполненная надпись является одновременно орнаментальным украшением.
Многие хачкары XI–XIII вв. отмечались специальными памятными «ишатакаранами» – надписями, дающими иногда полные сведения об авторе, заказчике, месте и времени исполнения. Пользуясь каким-либо одним или двумя сведениями (например, место и время), на основании стиля можно соотнести друг с другом несколько хачкаров, что дает возможность подвести основание под понятие «школа» и выявить ее особенности.
Обычно такие художественные школы образовывались при каком-либо большом монастыре (в котором имелись живописная, а иногда и переплетная мастерские) или на территории ограниченного района, для которого подобный монастырь являлся главным культурным центром. Монастырские комплексы средневековый Армении считались своеобразными архитектурными школами. Создаваясь столетиями санаинские и ахпатские монастыри (на северо-востоке Армении), складывались и росли постепенно и каждое следующее поколение зодчих учитывало замысел предшественников.
Вблизи от Ахпата и Санаина в долине реки Агстев были расположены и другие монастырские школы в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц и др.
К периоду высокого расцвета в XII–XIV вв. относятся также монастырские школы Спитакавора, Нораванка, Ованнаванка, Кечариса, Гегарда (Айривавка), Гндеванка и др. В Арцахе (в Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др.
Хронологически развитие хачкарного искусства в Армении не выглядит гладким и поступательным движением. Исторические условия часто нарушали политическую и экономическую жизнь страны, что сопровождалось срывом творческого движения, общим его ослаблениям, а в дальнейшем частичным творческим застоем. При благоприятным изменении исторических обстоятельств развитие хачкаров возобновлялось с той ступени, на которой оно было остановлено. Однако даже в трудные годы, хотя и замедленное, но все же поступательное развитие хачкаров, характеризовавшееся утратой лишь некоторых звеньев общей цепи, продолжалось. Всем хачкарам разных эпох присущи ясность композиционного построения (сюжетных изображений и чисто декоративных композиций) и исключительно высокая культура национального орнамента. Многое в декоре хачкара зависело от района, в котором он создавался и где развивались и видоизменялись десятилетиями определенные декоративные сочетания элементов, создавая местные камнерезные школы.
Статьи по теме:
«Семидесятники»: Василий Шукшин и его «Калина Красная»
Все чаще слышится с экрана звенящая нота, страстное "кредо" художников. В одинаковых обстоятельствах, в одних и тех же условиях жесточайшего испытания по-разному проявляют себя Сотников и Рыбак — персонажи фильма "Восхожден ...
Олимпийские игры
Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые
Олимпийские игры,
которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, ...
Основные типы экспозиций
Тип экспозиции зависит методом ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экс ...