Русские ремесленники X-XIII веков сделали свой большой вклад в развитие культуры древней Руси. В тысячах кузниц по Днепру и по ильменю, по Волге и Оке ковали плуги для вспашки полей, сотни оружейников готовили оружие, победившее кочевников-степняков, византийцев, немцев и поляков, а в ювелирных мастерских создавалось тончайшее "узорье" из бронзы, серебра и золота, украшенное филигранью, чеканкой и невыцветающей эмалью.
История древнерусского ремесла рассматривается по двум разделам: в первый вошли материалы по деревенскому ремеслу, а во второй - по ремеслу городскому. Многие технические приемы, известные городу XI-XII вв., деревне известны не были; многие типы вещей бытовали только в городе или только в деревне.
С ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами, именно их народ окружил сотнями различных легенд и поверий: "кузнец - колдун, хитрец" находился под покровительством русского Гефеста - бога Сварога, он мог не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец является победителем дракона - Змея-Горыныча, которого он приковывает за язык.
В своем деле кузнецы использовали болотную руду, которая содержала от 18 до 40 % железа. Железо получали небольшими дозами, достаточными лишь для изготовления, например, ножей, долот, стрел, серпов и других сравнительно небольших предметов.
Ко времени формирования славянских племенных союзов и началу образования Киевского государства металлургическое дело насчитывало уже полуторатысячелетний опыт. Появились специальные горны, вынесенные за пределы землянок, а варка и ковка железа стала делом особых мастеров.
Весь процесс изготовления металлических вещей распадался на следующие стадии: 1) добыча руды; 2) предварительная обработка; 3) плавка руды ("варка железа"); 4) проковка крицы; 5) горячая ковка для получения желаемых изделий.
Чаще всего руда залегает на дне болот и озер; ее разведывают острым шестом или железным щупом, а добывают черпаками с длинной рукоятью с плотов или лодок.
Полученная руда промывалась, затем приносилась в поселок и подвергалась предварительной обработке, заключавшейся в дроблении ее, в легком обжиге, способствовавшем процессу восстановления окислов железа. Самым сложным и ответственным делом являлась выплавка железа из руды, осуществлявшаяся при помощи сыродутного процесса. Последняя стадия сыродутного процесса - проковка крицы подводит нас вплотную к следующему этапу обработки металла - к кузнечному делу.
Техника ручной ковки очень мало изменилась со времени домонгольской Руси (XIX в.). Подлинных древних кузниц известно много. В тех случаях, когда их обнаруживали, они оказывались или у самого вала, на краю городища, или даже выносились за пределы вала. Для разогревания железа кузнецу необходим был горн с хорошо налаженным дутьем мехами.
Для извлечения раскаленного металла из горна и для держания его на наковальне служили клещи (иногда их называют "изымало" - от глагола "изымать", вытаскивать). Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью, их форма различна: одни из них приспособлены для вытаскивания и держания небольших предметов, другие имеют специальные крючки на концах для держания широких и массивных вещей и больший размах захватывающей части клещей. Раскаленное добела железо клалось на наковальню и подвергалось ковке.
Ковка производилась молотом ("Млат", "олмат", "ковалдо", отсюда "кувалда", "кий", и "киянка" - деревянный молоток у современных столяров). В зависимости от назначения, молоты были различного веса и формы - от тяжелых и массивных молотов у подручного кузнеца - молотобойца до небольших молотков, которыми кузнец орудовал сам, или непосредственно ударял по железу, или подставлял свой молоток (подбойник, кладива) на место, требующее удара, а по молотку бил своим тяжелым молотом подручный.
Статьи по теме:
Прецедентный текст как средство отражения
национальной культуры
В каждой культуре существуют собственные правила ведения разговора, собственные стереотипы и универсальные концепты; язык-это путь, по которому мы проникаем в менталитет нации. "Язык - мощное общественное оружие, формирующее поток в ...
Английская живопись XVI века
Отблеском великого средневекового искусства Англии являются лишь некоторые английские картины на стекле первой половины XVI столетия. Их исследовал Уистлек. Нам придется ограничиваться по поводу их лишь немногими замечаниями. И в этой обл ...
Биография А. А. Борисова
Александр Алексеевич Борисов (1866-1934) известен как первый живописец Арктики, исследователь полярных земель и общественный деятель, внесший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера. Его разност ...