Основной чертой большинства хачкаров XII–XIII вв., определяющей их композиционную структуру, является архитектоничность, связь с архитектурой. Хачкары можно трактовать как произведения «малой архитектуры». На это указывает целый ряд их особенностей.
Выразительной чертой декора хачкаров XII–XIII вв. является растительная орнаментика, основной мотив которой спиралеобразно вьющиеся стебли с утолщениями (словно с прижатыми к стеблю лепестками) и с ответвлениями, а также побеги, образующие миндалевидные фигуры. Такая орнаментика встречается на хачкарах всех групп и характерна для армянской монументальной резьбы XI–XIII вв., включая архитектуру и прикладное искусство (книжную миниатюру, ювелирное искусство и т. д.). Орнаментика специфична и сформировалась именно в Армении.
В искусстве хачкаров XII–XIII веков в полной мере проявили себя закономерные явления, которые были свойственны монументальному искусству Армении того времени, прежде всего, архитектуре. Насколько позволял резчикам хачкаров материал и камерный масштаб произведений, они переносили на них все стилистические особенности национальной архитектуры. Хачкары мыслились как произведения «малой архитектуры», «архитектурной миниатюры», что определяло их основные композиционные особенности:
1. Усложнение декора, усиление его роли в структуре хачкара, который с самого начала приобрел статус художественного произведения. Резьбой украшали и те хачкары, которые встречали путника на дороге, и те, что отмечали вклады феодалов в монастыри, и те, что ставились на «помин души». Хачкары часто ставились перед храмом, на гладкой поверхности стен которого выделялись утонченной резьбой. С течением времени резьба становилась обильнее и тоньше, виртуознее и артистичнее. Особого совершенства мастера достигли в ажурной резьбе, блестящие образцы которой дают хачкары Гошаванка (Нор-Гетика).
2. Декор хачкаров выделяется своей пластичностью – свойством, постепенно усиливавшимся и прогрессировавшим. Это выражалось в углублении фона, появлении двухплоскостности и трехплоскостности, в усилении светотени, усилении живописного начала в резьбе хачкаров. Эти качества были органически свойственны наступившему в XI в. новому закономерному этапу развития монументального искусства и, прежде всего, архитектуры.
Пластичность – это новое художественное качество ощутимо в трехплоскостных хачкарах, в которых резьбой покрыта не только лицевая (т. е. верхняя поверхность), но и углубленный фон и углубления на этом фоне. Убедительными примерами могут служить хачкары в Гошавнке, Санаине, Ахпате, Дсехе, Мшкаванке, Мастаре, Нораванке и т. д.
3. Эти особенности, выработанные в сфере монументального искусства, были трансформированы и в крестные камни как произведения «малой архитектуры». Крест большей частью помещали под полукруглой аркой на парных полуколонках с четко обозначенными капителями. Симптоматично использование на обрамлениях хачкаров декоративных мотивов архитектурного происхождения, т. е. звезд, ромбов, арочек, геометрического плетения. Особенно интересны рельефные звезды и ромбы, восходящие к инкрустации фасадов цветным камнем, но которые затем стали воспроизводить рельефом, дававшим светотень, заменившим эффект многоцветности. Рельефными звездами и ромбами в Армении XII–XIII вв. часто украшали порталы храмов, гавитов, ханабаров (гостиниц). Звезды, ромбы и геометрические орнаменты переносили и на хачкары, где они также передавались рельефом.
Статьи по теме:
Принцип естественности в стилеобразовании конструкций
Разнообразие художественных стилей, применяемых при изготовлении кованых изделий, по сей день поражает не только искусствоведов, но и простых любителей прекрасного.
Художественная ковка всегда шла в ногу с художественными стилями, исполь ...
Народное творчество
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них ...
Экстернальная культура
Необходимо дать характеристику Системы, хотя бы самую
общую, чтобы можно было представить, о чем идет речь. Но
сделать это оказывается не просто. Привычных черт сооб-
щества здесь, кажется, нет. Сама Система категорически от-
вер ...