Общие стилистические черты хачкаров XII–XIII вв

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Общие стилистические черты хачкаров XII–XIII вв

Страница 1

Основной чертой большинства хачкаров XII–XIII вв., определяющей их композиционную структуру, является архитектоничность, связь с архитектурой. Хачкары можно трактовать как произведения «малой архитектуры». На это указывает целый ряд их особенностей.

Выразительной чертой декора хачкаров XII–XIII вв. является растительная орнаментика, основной мотив которой спиралеобразно вьющиеся стебли с утолщениями (словно с прижатыми к стеблю лепестками) и с ответвлениями, а также побеги, образующие миндалевидные фигуры. Такая орнаментика встречается на хачкарах всех групп и характерна для армянской монументальной резьбы XI–XIII вв., включая архитектуру и прикладное искусство (книжную миниатюру, ювелирное искусство и т. д.). Орнаментика специфична и сформировалась именно в Армении.

В искусстве хачкаров XII–XIII веков в полной мере проявили себя закономерные явления, которые были свойственны монументальному искусству Армении того времени, прежде всего, архитектуре. Насколько позволял резчикам хачкаров материал и камерный масштаб произведений, они переносили на них все стилистические особенности национальной архитектуры. Хачкары мыслились как произведения «малой архитектуры», «архитектурной миниатюры», что определяло их основные композиционные особенности:

1. Усложнение декора, усиление его роли в структуре хачкара, который с самого начала приобрел статус художественного произведения. Резьбой украшали и те хачкары, которые встречали путника на дороге, и те, что отмечали вклады феодалов в монастыри, и те, что ставились на «помин души». Хачкары часто ставились перед храмом, на гладкой поверхности стен которого выделялись утонченной резьбой. С течением времени резьба становилась обильнее и тоньше, виртуознее и артистичнее. Особого совершенства мастера достигли в ажурной резьбе, блестящие образцы которой дают хачкары Гошаванка (Нор-Гетика).

2. Декор хачкаров выделяется своей пластичностью – свойством, постепенно усиливавшимся и прогрессировавшим. Это выражалось в углублении фона, появлении двухплоскостности и трехплоскостности, в усилении светотени, усилении живописного начала в резьбе хачкаров. Эти качества были органически свойственны наступившему в XI в. новому закономерному этапу развития монументального искусства и, прежде всего, архитектуры.

Пластичность – это новое художественное качество ощутимо в трехплоскостных хачкарах, в которых резьбой покрыта не только лицевая (т. е. верхняя поверхность), но и углубленный фон и углубления на этом фоне. Убедительными примерами могут служить хачкары в Гошавнке, Санаине, Ахпате, Дсехе, Мшкаванке, Мастаре, Нораванке и т. д.

3. Эти особенности, выработанные в сфере монументального искусства, были трансформированы и в крестные камни как произведения «малой архитектуры». Крест большей частью помещали под полукруглой аркой на парных полуколонках с четко обозначенными капителями. Симптоматично использование на обрамлениях хачкаров декоративных мотивов архитектурного происхождения, т. е. звезд, ромбов, арочек, геометрического плетения. Особенно интересны рельефные звезды и ромбы, восходящие к инкрустации фасадов цветным камнем, но которые затем стали воспроизводить рельефом, дававшим светотень, заменившим эффект многоцветности. Рельефными звездами и ромбами в Армении XII–XIII вв. часто украшали порталы храмов, гавитов, ханабаров (гостиниц). Звезды, ромбы и геометрические орнаменты переносили и на хачкары, где они также передавались рельефом.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Культура как виртуальная реальность и три ветви культурологии
В принципе, возможно рассмотрение культуры под разными углами зрения в форме различных дискурсов. Для каждого дискурса характерно особое видение культурной реальности. Переход к дискурсному пониманию культурологии влечет за собой особое п ...

Античная риторика
Риторика (рето́рика) (др. греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась ш ...

Творческий путь Михаила Александровича Врубеля
Творческий путь Михаила Александровича Врубеля (1856– 1910) был более прямым, хотя при этом и необычайно сложным. До Академии художеств (1880) Врубель окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1884 г. он едет в Киев рук ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru