Музейные здания. История и эволюция строительства

Материалы о культуре » Музейные здания. История и эволюция строительства

Страница 4

Нередко в качестве обязательных компонентов в здание кроме экспозиционных и фондовых помещений включаются доступные для посетителей библиотеки, помещения для работы разного рода кружков и обществ, публичных лекций и дискуссий. Наиболее адекватное выражение новая концепция музейного здания нашла в построенных в Москве зданиях Исторического и Политехнического музеев.

Исторический музей, построенный по проекту В. О. Шервуда и А. А. Семенова, был открыт в 1883 г. Внешний облик здания, с одной стороны, характерен для господствующего эклектического стиля и апеллирует к формам и декору древнерусской архитектуры. С другой – он определяется положением музея на Красной площади в непосредственной близости от Кремля и Покровского собора. Сложная композиция здания, представляющего в плане квадрат с четырьмя башнями, расчлененный тремя внутренними дворами, находит отражение и во внутренней планировке пространства. Экспозиционные залы первого и второго этажей при доминирующей кольцевой анфиладной планировке имеют несколько параллельных залов. Смысловой нагрузкой и информативной функцией наделяются высота и размеры залов, форма перекрытий и оконных проемов, элементы архитектурного декора и орнаментика. Ориентация на научность, отличающая музейный подход второй половины XIX в., заставила включить в экспозицию наряду с подлинными вещественными и документальными памятниками еще один тип экспонатов, ранее неизвестный, - макеты, слепки, схемы, копии архитектурных сооружений или их фрагментов, скульптуры, мозаики, - создавая интегральную музейную среду, проникнутую духом эпохи и ощущением причастности к ней.

Другим крупным музеем был Политехнический музей, построенный в 1874 – 1877 гг., в эпоху бурного развития капитализма в России, в неонациональных традициях. Музей кроме экспозиций имел несколько больших аудиторий, кабинетов и лабораторий, демонстрационные залы и библиотеку и был предназначен для распространения знаний научного и технического характера и пропаганды достижений отечественной промышленности.

Стремясь создать экспозицию музея, доступную массе посетителей, устроители предусматривали экскурсионный метод осмотра экспозиции, что и определило архитектурно – планировочное решение внутреннего пространства.

В конце XIX — начале XX в. строится целый ряд музейных зданий. Большинство из них отвечали сложившемуся типу музейного здания и, хотя по внешним архитектурным нормам различны, находятся в орбите эклектизма, имитируя древнерусскую, античную, древнеегипетскую, мавританскую и другую архитектуру, заимствуя формы и декор у стилей предыдущих эпох. Наиболее интересные здания музеев истории края были построены в Иркутске и Красноярске, земский музей в Полтаве (ныне историко-краеведческий), Исторический музей в Харькове.

В Германии конца XIX - начала XX в. господствующие идеи национализма и милитаризма определили характер внешнего облика строящихся музеев. Наиболее полное воплощение они нашли в музее-памятнике битвы народов в Лейпциге, созданном в 1913 г. Новые здания музеев, построенные в Германии на рубеже столетий, отличаются монументальностью, а их внешние архитектурные формы тяготеют к различным историческим стилям (особенно неоренессансу, позднее модерну и др.). Одновременно завершается становление немецких музеев как крупных научных учреждений, осуществляющих пропаганду идеологии господствующего класса. Новые концепции музейных зданий были претворены при строительстве в Берлине Бодемузея (1897-1904), музея земли Бранденбург и Берлина (1901 - 1907), Музея древней и ранней истории в Галле (1913-1914) и ряда других.

Время с конца первой мировой войны и до 1945 г. В значительной степени являлось продолжением предыдущего периода и завершилось для музеев Германии упадком под влиянием фашисткой политики в области кульутры и искусства. Построенные ионии Пергамонмузеум (1908 — 1930) в Берлине, Грасси-муэеум (1925 1929) в Лейпциге и Музей гигиены (1928—1930) н Дрезден! несут на себе черты функциональных стилей времени.

Новый этап музейного строительства в России определила Октябрьская социалистическая революция. Период первых десятилетий Советской власти отмечен созданием значительного количества новых музеев, постановкой вопроса о музеефикации особо ценных памятников архитектуры и национальной культуры — созданы дворцы-музеи, музеи-усадьбы. Однако в силу объективных причин музейные здания не строились, новые музеи размещались в приспособленных зданиях, по большей части в памятниках архитектуры. Уже в 50-е годы становится ясно, что организация музеев только за счет использования памятников архитектуры не может быть повсеместна, так как необходимое приспособление значительной части таких зданий в соответствии с современными задачами и требованиями, поставленными перед музеями, не представляется возможным. Кроме того, возникновение новых городов предопределяло организацию широкой сети музеев. Строительство зданий новых музеев основывается на опыте предыдущих эпох и на современных технических достижениях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Религия
Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действ ...

Понятие «Античная культура»
Особая роль в истории культуры отводится античной (греко – римской) культуре. Именно античная культура создала тот особый способ отношения человека к космосу, обществу и к самому себе, который предопределил судьбу западного мира. Именно б ...

Развитие дендизма в России
История русского дендизма начинается, как ни странно, с женского имени. Отказ от румян верной сподвижницы Екатерины II Екатерины Романовны Дашковой, по мнению французского писателя Барбе д'Оревильи, был несомненным актом дендизма. Под ден ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru