Историческому музею принадлежит этапное место в процессе формирования типа музейного здания, суть которого – в преодолении черт дворцовости. Значительна его роль и в разработке принципов оформления музейных зал. Исторический музей стал эталоном для многих музеев: потребность в специальных музейных зданиях настоятельно ощущалась в конце прошлого века.
Большинство исторических музеев расположено в зданиях, которые первоначально служили другим целям (монастыри, дворцы, замки, соборы, церкви, общественные здания, особняки, загородные усадьбы и др.). В связи с этим возникает проблема приспособления здания под музей.
Обычно предлагается использовать для размещения музея старые здания, либо имеющие только материальную ценность, либо являющиеся памятниками архитектуры. При оценке пригодности здания для размещения в нем музея прежде всего необходимо проанализировать, соответствует ли оно основным музееведческим требованиям и конкретным специфическим условиям данного музея, разработать план его приспособления. Сложность приспособления и возможность использования, как правило, зависит от того, является ли здание памятником архитектуры. В том случае, если здание имеет только материальную ценность, вопрос о приспособлении в целом решается так же, как и при реконструкции.
Безусловно, приспособление для музеев памятников архитектуры и зданий, имеющих историческое и мемориальное значение, — задача более сложная.
Однако при возможности выбора для размещения исторического музея в одном из существующих зданий при приблизительно одинаковых условиях предпочтение следует отдавать памятникам архитектуры в связи с их особой историко-художественной и общественно-политической значимостью.
При размещении музеев в памятниках архитектуры, т. е. при использовании зданий в новом общественном значении, уже на этапе реставрации необходимо не только учесть восстановление памятника в первоначальном виде, но и предусмотреть приспособление его в соответствии с новым назначением.
Большие возможности представляет передача музею архитектурных комплексов или ансамблей, имеющих наряду со зданиями, представляющими архитектурно художественную ценность, строения служебного и хозяйственного назначения.
При функциональном зонировании располагаемого в памятнике или комплексе памятников музея желательно, чтобы выделение основных и вспомогательных зон последнего было по возможности аналогично первоначальному назначению частей комплекса или памятника. Так, основные здания или помещения памятника следует использовать к экспозиционных целях, занимая под фондохранилища, административно-хозяйственные и технические службы, помещения или строения вспомогательного характера, имевшие ранее аналогичное назначение.
Возможность использования музеем памятника архитектуры в значительной степени зависит от ценности и сохранности его интерьера. Даже частично сохранившиеся элементы интерьера обычно осложняют организацию музея. Чем выше архитектурно-художественная ценность интерьера, тем больше ограничена сфера использования здания. Размещение музея и памятнике архитектуры с полностью сохранившимся интерьером возможно в тех случаях, когда:
интерьер хронологически связан и дает представление об экспонируемых музейных предметах определенной исторической эпохи; интерьер непосредствен но связан с конкретным историческим событием; интерьер непосредственно связан с конкретным историческим лицом; интерьер представляет самостоятельную историческую и художественную ценность, а размещенная в нем экспозиция посвящена истории создания, бытования и реставрации памятника.
Памятники архитектуры, имевшие в прошлом культовое назначение, могут быть использованы музеями или их филиалами для организации экспозиций, тематически связанных с предшествующим назначением памятника.
При наличии объективных причин, не позволяющих приспособление памятников архитектуры и мемориальных зданий для исторических музеев, желательно использовать их для организации филиалов.
Накопленный опыт по приспособлению различного типа зданий и сооружений широко применяется при решении вопроси об использовании этих зданий для исторических музеев или их филиалов.
Необходимость реконструкции здания связана с тем моментом в деятельности музея, когда возникают предпосылки для развития музея, а условия, в которых располагается музей, не дают возможности их реализовать.
Часть музеев органически связаны со зданиями, в которых они функционируют. Это, прежде всего дворцы-музеи, музеи-усадьбы, мемориальные музеи, музеи-мемориалы. Музеи такого рода не могут быть перемещены и другие здания. В зданиях такого типа можно произвести только частичную перепланировку и ограниченное инженерно-техническое переоборудование, как правило, включающее в себя систему освещений и охранные средства. Так как это не позволяет решить все проблемы, стоящие перед музеем, нуждающимся в реконструкции, то наиболее рациональным в данном случае является сохранение в старом здании части экспозиций музея, исторически или хронологически соответствующих самому памятнику с выведением остальных музейных коллекций в другое приспособленное или вновь построенное здание.
Статьи по теме:
Примеры культурных устремлений
Восполнение недостающих форм культуры у той или иной группы населения назовем владельческими культурными устремлениями.
Разделение населения страны по группам владения культурой имеет типологический характер. Этот значит, во-первых, что ...
История развития аниме
Первые японские анимационные фильмы появились в 1917 году. Это были маленькие фильмы длиной от одной до пяти минут, и делались они художниками-одиночками, пытавшимися воспроизводить ранние опыты американских и европейских мультипликаторов ...
Китайский календарь
Традиционный китайский календарь - это универсальная карта, соединяющая время, пространство и человека; целостное описание, где все предметы и явления окружающего мира увязаны в непротиворечивую систему.
Время - это реальность, которая п ...