В это же время (2600-1110 гг. до н. э.) на Кикладских островах получила развитие Кикладская культура. Она испытала сильное влияние крито-минойской культуры, что ярко прослеживается в настенной живописи. Влияние микенской культуры видно в сопоставлении элементов скульптуры (мраморных идолов).
В конце XIII в. до н. э. на Грецию двинулись северные народы. Около 1200 г. до н. э. одно из северо-западных греческих племен дорийцы захватили Микены. Ахейcкая цивилизация была разрушена.
XI-IX вв. до н. э. изучены учеными недостаточно. Главным источником для исследования этого периода служат археологические материалы и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В поэмах описывается поход ахейцев на Трою, взятие города и возвращение домой после многих приключений одного из героев Троянской войны - Одиссея. Таким образом поэмы должны отражать жизнь ахейского общества в период его расцвета. Но сам Гомер жил, предположительно, уже в VIII в. до н. э. и многие реалии, быт и отношения минувшего знал плохо. Он воспринимал события прошлого через призму своего времени.
Архаическим (от греческого архаио - древний) периодом в истории Греции обычно называют VIII-VI вв. до н. э. Это время наиболее интенсивного развития античного общества. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие технические основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали ему специфику по сравнению с Другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации полис (город-государство); концепция суверенитет народа и демократическая форма правления. Бурные изменения в архаическую эпоху переживала и греческая культура.
В эти годы происходит выработка этнического самосознания, греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Так, согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э., стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение коллективизма, выросшего из полисной морали, и состязательности. Важнейший принцип этики - кто лучше послужит полису. Выработке морали способствовала военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей», - писал спартанский поэт Тиртей.
Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона богов. Представления древних греков о происхождении мира не отличались принципиально от представлений других народов. Изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное начало. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От их брака родилось второе поколение богов - титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса под водительством Зевса свергли отца и захватили власть над вселенной. Таким образом, олимпийские боги - это третье поколение богов. Верховным божеством стал Зевс - повелитель неба, грома и молнии. Посейдон - бог воды орошающей землю и моря, Аид (Плутон) - владыка подземного мира, Гера, супруга Зевса, - покровительница брака. Диметра покровительствовала земледелию. Среди потомков Зевса особо выделился Аполлон - бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Его роль в религиозных представлениях греков с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.
Статьи по теме:
Греческая культура В V веке до н. э
Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н.э. наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политических с ...
Бахтин и его кружок
По определению, которое (в беседах середины шестидесятых годов) своим занятиям на протяжении всей жизни давал М.М. Бахтин, они всегда относились к философской антропологии в широком смысле слова (в этом смысле он примыкал к линии Дильтея, ...
Юрьевский монастырь
Выбор темы был обусловлен, прежде всего, тем, что Юрьевский монастырь, знакомый всем новгородцам с самого детства, помимо спокойной умиротворяющей красоты, является обладателем интересной и противоречивой судьбы, схожей в чем-то с судьбой ...