В это же время (2600-1110 гг. до н. э.) на Кикладских островах получила развитие Кикладская культура. Она испытала сильное влияние крито-минойской культуры, что ярко прослеживается в настенной живописи. Влияние микенской культуры видно в сопоставлении элементов скульптуры (мраморных идолов).
В конце XIII в. до н. э. на Грецию двинулись северные народы. Около 1200 г. до н. э. одно из северо-западных греческих племен дорийцы захватили Микены. Ахейcкая цивилизация была разрушена.
XI-IX вв. до н. э. изучены учеными недостаточно. Главным источником для исследования этого периода служат археологические материалы и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В поэмах описывается поход ахейцев на Трою, взятие города и возвращение домой после многих приключений одного из героев Троянской войны - Одиссея. Таким образом поэмы должны отражать жизнь ахейского общества в период его расцвета. Но сам Гомер жил, предположительно, уже в VIII в. до н. э. и многие реалии, быт и отношения минувшего знал плохо. Он воспринимал события прошлого через призму своего времени.
Архаическим (от греческого архаио - древний) периодом в истории Греции обычно называют VIII-VI вв. до н. э. Это время наиболее интенсивного развития античного общества. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие технические основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали ему специфику по сравнению с Другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации полис (город-государство); концепция суверенитет народа и демократическая форма правления. Бурные изменения в архаическую эпоху переживала и греческая культура.
В эти годы происходит выработка этнического самосознания, греки начинают осознавать себя единым народом, отличным от других, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Так, согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н. э., стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.
В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение коллективизма, выросшего из полисной морали, и состязательности. Важнейший принцип этики - кто лучше послужит полису. Выработке морали способствовала военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина в защите своего полиса. «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей», - писал спартанский поэт Тиртей.
Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона богов. Представления древних греков о происхождении мира не отличались принципиально от представлений других народов. Изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос - жизненное начало. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым властителем и супругом Геи. От их брака родилось второе поколение богов - титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса под водительством Зевса свергли отца и захватили власть над вселенной. Таким образом, олимпийские боги - это третье поколение богов. Верховным божеством стал Зевс - повелитель неба, грома и молнии. Посейдон - бог воды орошающей землю и моря, Аид (Плутон) - владыка подземного мира, Гера, супруга Зевса, - покровительница брака. Диметра покровительствовала земледелию. Среди потомков Зевса особо выделился Аполлон - бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Его роль в религиозных представлениях греков с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.
Статьи по теме:
Мыслители Древнего Рима о культуре
Свой вклад в понимание культуры внесли и древнеримские мыслители. Так, Цицерон учил: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет д ...
Воплощение эстетического идеала в скульптуре
Итак, человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры, Теория красоты и гармонии нашла свое прямое предназначение в скульптуре древних греков. Далее рассмотрим, как воплощали скульпторы эстетический идеал в своем искусстве.
...
“Нетерпимость” и последующие фильмы
Гриффит, глубоко задетый подобной критикой, предпринял попытку восстановить свою репутацию, выпустив на следующий год весьма сложную картину под названием “Нетерпимость”. Этот фильм состоял из четырех сюжетов, действие которого происходил ...