К концу эпохи архаики относится рождение художественной прозы, представленной произведениями логографов, собиравших местные предания, генеалогии знатных родов, рассказы об основании полисов.
С эпохой архаики связано явление исключительной важности для европейской культуры - возникновение философии. Переход от религиозно-мифологических представлений о мире к философскому его осмыслению означал качественный скачок в интеллектуальном развитии человечества.
Классический период в истории Древней Греции охватывает время с рубежа VI-V вв. до н. э. по 388 г. до н. э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаическую эпоху. Временем наибольшего взлета греческой культуры считается V в. до н. э.
Новые тенденции хорошо прослеживаются в градостроительстве. Большинство греческих городов сохраняло традиционную хаотическую застройку. На строительную практику в V в. до н. э. оказала влияние теория регулярной планировки городов, созданная Гипподамом. Она сводилась не только к разбивке города на прямоугольные кварталы, но и включала в себя идею расчленения территории города на районы по их функциям: общественный центр, жилая часть, торговая и промышленная зоны.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. Особое место в древнегреческой архитектуре занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе - центре города. Он был разрушен персами в 480 г. до н.э. и заново отстраивался в течение всего У в. до н.э. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры. Он включал ряд сооружений: парадные ворота - Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) и другие.
Главное сооружение Акрополя Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос). В центре храма находилась статуя этой богини, выполненная скульптором Фидием в хрисоэлефантном стиле, т.е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Поставленный на высоте 150 м. над уровнем моря, Парфенон был виден из любой точки города и с кораблей, подплывавших к Афинам. Он был построен архитекторами Иктином и Калликратом. Храм украшали 46 десятиметровых колонн. Он имел богатое скульптурное оформление, над которым работал целый коллектив мастеров под руководством Фидия.
Скульптура Греции этого периода развивала традиции предшественников. Основными оставались изображения богов и героев - идеальных граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» - подобия - как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаике, статуи становятся более реалистическими.
Развитие скульптуры связано в V в. до. н. э. связано с именами трех прославленных мастеров - Фидия, Мирона, Поликлета. Помимо уже названных работ Фидия наиболее известна его статуя Зевса Олимпийского. Она изготовлена в хрисоэлефантном стиле. Сидящий на троне Зевс в правой руке держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - жезл. Эту работу Фидия древние причислили к одному из семи чудес света. Наиболее прославленной работой Мирона считается «Дискобол» - атлет в момент метания диска. Совершенное тело спортсмена в момент напряжения - любимая тема Мирона. Вызывали восхищения созданные этим скульптором изображения животных. В творчестве Поликлета ведущая тема также изображение атлетов. Известен его «Дорифор» - могучий воин с копьем, воплощение спокойного достоинства. Поликлет искал совершенные пропорции человеческого тела. Согласно его канону, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8.
Статьи по теме:
Первые украинские партии
На рубеже 90-х годов ХIХ века эстафету борьбы за народные и демократические идеалы принимают политические партии. Идею политической самостоятельности Украины первой выдвинула Русско-украинская радикальная партия, созданная в 1890 году на ...
История открытия металлов и появления понятия «металл»
Термин «металл» произошел от греческого слова métallion (от metalléüõ – выкапываю, добываю из земли), которое означало первоначально копи, рудники (в этом смысле оно встречается у Геродота, 5 век до нашей эры). Т ...
Надписи скуфьи купола с изображением Христа Пантократора
Кроме молитвы "Свят, свят, свят"17 в куполе могут быть помещены строки из Псалмов 79 (15-16), 101 (20-21) и 150 (1-2). "Боже сил, обратися убо, и призри с небесе и виждь, и посети виноград сей: и соверши и, егоже насади дес ...