Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая

Материалы о культуре » Скульптура Древнего Китая » Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая

Страница 2

К этому периоду относят появление новых мотивов в орнаменте бронзовых сосудов — стилизованное изображение драконов среди облаков. Образ дракона возник из древне­китайской мифологии. Среди археологических находок: бронзовые зеркала, играющие ритуальную роль (зеркало играла роль священного атрибута); бронзовые светильники; погребальная скульптура Древнего Китая. Погребальная скульптура Древнего Китая пе­риода Чжаньго наложила отпечаток на развитие всей художественной культуры Китая.

Период Восточного Чжоу — это 770-256 гг. до н.э. К этому времени, согласно тради­ционной историографии, на территории Китая существовало около 200 царств. Среди них одни относили себя к потомкам чжоусцев, другие - шанцев. Но все они признавали над собой верховную власть чжоуского вана, провозглашаемого Сыном Неба, и считали себя "срединными царствами" (чжунго) мира - средоточием Вселенной. Распространившаяся в это время ритуально-магическая концепция чжоуского вана как Сына Неба была связана с культом Неба - верховного божества, - зародившимся в Китае вместе с чжоуской госу­дарственностью. Это нашло отражение в искусстве и в том числе и скульптуре. Чжоуская цивилизация восприняла и развила важные достижения шаниньской культуры. В это время прогрессирует технология изготовления бронзовых сплавов. Расширяется произ­водство бронзовых изделий.

Кроме "срединных царств" на территории Китая находились и другие крупные госу­дарства, обладавшие высокой оригинальной культурой. Например, чжуншаньские изде­лия относятся к лучшим художественным образцам бронзолитейного искусства древнего Китая середины I тысячелетия до н.э. Становятся все более тесными взаимоотношения "срединных царств" с периферийными царствами, происходят ожесточенные войны ме­жду царствами, приобретавших исключительно напряженный характер в начале второй половины I тысячелетия до н.э. В междоусобную борьбу "срединных царств" активно вмешиваются сильные в военном отношении царства, и именно их участие в той или иной военной коалиции зачастую решает исход конфликтов. "Государства с десятью ты­сячами боевых колесниц" ("Вань чэн го") представлялись современникам могучей силой, определявшей судьбы Поднебесной. Эти процессы отражаются в скульптуре, особенно ритуальной, в образах символизирующих могучую силу.

Культурно-историческое развитие ханьской империи ярко отражено в Ханьской ар­хитектуре и скульптуре. Характерна "космическая" структура китайского города (Чанъ­ань, Лоян) — в основном башнеобразные постройки, и сочетание наземной и подземной структур в погребальных комплексах. В найденных там ритуальных предметах тоже при­сутствует космогоническая символика. Среди ханьский погребального инвентаря най­дены: светильники, курильницы, бронзовые зеркала, керамические сосуды. Погребаль­ный обряд и "нефритовые одежды" ханьского времени, древнекитайский обычай муми­фикации тела покойного оказали влияние на развитие вотивной скульптуры. Погребаль­ный рельеф - ведущий вид скульптуры эпохи Хань. Ханьский рельеф также богат космо­гонической символикой. В нем отражена мифология древнего Китая. Например, образ "Большого изгнания", который реконструирован по изображениям в гробницах. Стили­стические особенности ханьского рельефа: мотив божественного полета. Провин­ции Шаньдун и Сычуань были основными художественными центрами изготовления рельефа.

В середине I тысячелетия до н.э. карта Древнего Китая кардинальным образом ме­няется: от двухсот государственных образований остается менее тридцати, среди которых выделяются "семь сильнейших" - Цинь, Янь и Чу, относящиеся к числу "периферийных", а также Вэй, Чжао, Хань и Ци - крупнейшие из "срединных царств". Непримиримая борьба между ними за преобладание и господство в Поднебесной становится определяю­щим фактором истории древнего Китая в последующий период.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Анекдот в культурном пространстве этноса
Интерес к языку неизбежно ведет к интересу к народу, подлинное понимание и плодотворное общение невозможны без знания культуры и характера народа. Шутки англичан часто мудренные, порой и смысл уловить невозможно. Англичане редко говорят т ...

Выставки онлайн
Обеспечить актуальной информацией о продукции, выпускаемой предприятием, своих настоящих и потенциальных клиентов – задача непростая. Специализированные выставки проходят не так часто, да и стоимость участия в них очень высокая. На помощь ...

Трактовка принципов дендизма в творчестве Бенджамина Констана
В чисто интеллектуальном плане как психологическое и умственное явление дендизма получил отражение в двух знаменитых французских романах той же эпохи: «Адольфе» Бенжамена Констана и «Обермане» Сенанкура. Первый из этих романов был перевед ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru