Сохранилось множество более поздних изображений архиереев в мантиях со скрижалями. Так после прославления свт. Иоанна Новгородского на соборе 1547-1549гг. в новгородском софийском соборе в 1559 г. была сделана резная золоченая рака с образом святителя на крышке. Рельефная фигура святителя хранится в настоящее время в Государственном Русском музее. Святитель изображен в мантии с источниками и скрижалями красного цвета без каких-либо изображений.
Кроме того, в музее Новгородского Кремля хранятся две пелены, представляющие для нас интерес. Одна из них является частью походного иконостаса и датируется XVI веком. На ней свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, изображен в мантии. Верхние скрижали у святителя - синего цвета, а нижние - жёлтого. Другая пелена "избранные святые", вклада Строгановых в новгородский Хутынский монастырь, датируется XVII веком. На ней один из святителей, опять же архиепископ Иоанн, новгородский изображен в мантии с источниками и верхними скрижалями.
Опись ризницы Софийского собора Новгорода Великого, составленная в 1775 г., донесла до нас описание мантии уже упомянутого нами Иоанна, архиеп. Новгородского (на кафедре 1165-1186 г.): "мантия василькового цвета, шелковая наподобии рытаго бархату с источниками. На ней скрижали бархатные обложены плетешком узеньким золотным. Вверху на скрижалях два креста парчи золото-серебряной обложены тетивкою золотного, оплечье, полы и подол подложены тафтою зелёною".
Кроме крестов на скрижалях помещались различные лицевые изображения. Так в Летописце о Ростовских архиереях есть упоминание о мантии архиеп. Иакова, на скрижалях которой были изображения свт. Льва, Папы Римского и иконы Всемилостивого Спаса. Изгнанный в 1388 г. с кафедры святитель положил мантию в воду и, встав на нее, поплыл. Выбор святых не вполне ясен, так как древнего жития святителя не сохранилось, и неизвестно время создания мантии. Возможно, мантия принадлежала кому-нибудь из его предшественников на кафедре.
Митрополит Амвросий в своей книги "История российской иерархии" приводит "Чинопоследование со времен российских патриархов", в котором о мантиях говорится следующее:
• Московский патриарх в великие праздники носил зелёную бархатную мантию с золотыми и серебряными струями, с образом Благовещения на скрижалях, в остальные дни носил мантии "объяринныя и иныя разныя" со источники с херувимами или крестами на скрижалях.
• Митрополиты Киевский, Новгородский и Казанский на скрижалях носили кресты.
• Остальные митрополиты носили червленые скрижали.
• У архиепископов цвет помат был зелёный, у епископов - лазоревый (без изображений).
• Все архимандриты носили мантии с источниками.
• Архимандриты Рождественского монастыря во Владимире – лазоревые скрижали, а архимандриты Чудова монастыря в Москве – вишневые.
• Архимандриты монастырей: Свято-Троице Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Успенской Лавры носили на скрижалях изображения прпп. Сергия и Никона Радонежских и прпп. Антония и Феодосия Печерских.
В 1675 г. состоялся собор, который вынес следующие постановления о церковных облачениях16:
• Патриарху носить на скрижалях кресты.
• Митрополитам – мантию с источники "багряновидную, но не багряно-светлоцветную, ниже червленую или зеленую и светлолазоревую". Скрижали верхние – червлено-атласные или червлено-камчатые без изображений, нижние - со звонцами.
Статьи по теме:
Пифийские игры в честь Аполлона
Начало проведения пифийских игр — 590 г. до н. э. Место проведения — у подножья Парнаса в долине близ Дельф (в Фокиде).
Состязания, включавшиеся в пифиады:
первоначально — состязание в исполнении пеана в честь Аполлона певцов-кифаредов, ...
Изучение иконы Богоматери
Изучение иконы Богоматери благовещенского чина позволяет проследить в ее иконографической схеме признаки двух последующих русских изводов. Мафорий Богоматери на этой иконе спадает за спиной острым треугольником, впереди – правая пола бого ...
Сергиево-посадская игрушка, русская матрешка
Сувенирный образ России и символ русского народного искусства матрешка впервые была изготовлена в игрушечной мастерской в Сергиевом Посаде в 90-х годах XIX века. В слободах и селах, окружавших Троице-Сергиеву лавру, процветало множество р ...