Сохранилось множество более поздних изображений архиереев в мантиях со скрижалями. Так после прославления свт. Иоанна Новгородского на соборе 1547-1549гг. в новгородском софийском соборе в 1559 г. была сделана резная золоченая рака с образом святителя на крышке. Рельефная фигура святителя хранится в настоящее время в Государственном Русском музее. Святитель изображен в мантии с источниками и скрижалями красного цвета без каких-либо изображений.
Кроме того, в музее Новгородского Кремля хранятся две пелены, представляющие для нас интерес. Одна из них является частью походного иконостаса и датируется XVI веком. На ней свт. Иоанн, архиеп. Новгородский, изображен в мантии. Верхние скрижали у святителя - синего цвета, а нижние - жёлтого. Другая пелена "избранные святые", вклада Строгановых в новгородский Хутынский монастырь, датируется XVII веком. На ней один из святителей, опять же архиепископ Иоанн, новгородский изображен в мантии с источниками и верхними скрижалями.
Опись ризницы Софийского собора Новгорода Великого, составленная в 1775 г., донесла до нас описание мантии уже упомянутого нами Иоанна, архиеп. Новгородского (на кафедре 1165-1186 г.): "мантия василькового цвета, шелковая наподобии рытаго бархату с источниками. На ней скрижали бархатные обложены плетешком узеньким золотным. Вверху на скрижалях два креста парчи золото-серебряной обложены тетивкою золотного, оплечье, полы и подол подложены тафтою зелёною".
Кроме крестов на скрижалях помещались различные лицевые изображения. Так в Летописце о Ростовских архиереях есть упоминание о мантии архиеп. Иакова, на скрижалях которой были изображения свт. Льва, Папы Римского и иконы Всемилостивого Спаса. Изгнанный в 1388 г. с кафедры святитель положил мантию в воду и, встав на нее, поплыл. Выбор святых не вполне ясен, так как древнего жития святителя не сохранилось, и неизвестно время создания мантии. Возможно, мантия принадлежала кому-нибудь из его предшественников на кафедре.
Митрополит Амвросий в своей книги "История российской иерархии" приводит "Чинопоследование со времен российских патриархов", в котором о мантиях говорится следующее:
• Московский патриарх в великие праздники носил зелёную бархатную мантию с золотыми и серебряными струями, с образом Благовещения на скрижалях, в остальные дни носил мантии "объяринныя и иныя разныя" со источники с херувимами или крестами на скрижалях.
• Митрополиты Киевский, Новгородский и Казанский на скрижалях носили кресты.
• Остальные митрополиты носили червленые скрижали.
• У архиепископов цвет помат был зелёный, у епископов - лазоревый (без изображений).
• Все архимандриты носили мантии с источниками.
• Архимандриты Рождественского монастыря во Владимире – лазоревые скрижали, а архимандриты Чудова монастыря в Москве – вишневые.
• Архимандриты монастырей: Свято-Троице Сергиевой Лавры, Киево-Печерской Успенской Лавры носили на скрижалях изображения прпп. Сергия и Никона Радонежских и прпп. Антония и Феодосия Печерских.
В 1675 г. состоялся собор, который вынес следующие постановления о церковных облачениях16:
• Патриарху носить на скрижалях кресты.
• Митрополитам – мантию с источники "багряновидную, но не багряно-светлоцветную, ниже червленую или зеленую и светлолазоревую". Скрижали верхние – червлено-атласные или червлено-камчатые без изображений, нижние - со звонцами.
Статьи по теме:
История возникновения и развития Русской матрешки
Знаменитая русская матрешка, известная далеко за пределами России, имеет почти столетнюю историю. За этот сравнительно небольшой исторический период матрешка стала одним из всеобъемлющих образов России, символом русского народного искусст ...
Антикризисные меры для интеллигенции
Началось второе десятилетие развития интернет технологий. На сегодняшний день техника идет впереди общественного сознания – интернет полон удивительных возможностей, которые оказываются не востребованы. Любая общественная организация силь ...
Русский пейзажный жанр конца XVIII в
Мастером акварельного пейзажа, запечатлевшим виды Кавказа, Крыма, Бессарабии, Украины, был Михаил Матвеевич Иванов (1748–1823). Во многих его картинах пейзаж – составная часть батальных сцен. Служа в штабе Г. Потемкина, он изображал места ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...