Также в музее "Московский Кремль" хранится еще одна мантия патриарха Адриана, сделанная в 1691 г. в мастерской боярыни Матрены Тимофеевны Дашковой. На верхних скрижалях по сложившейся традиции вышито "Благовещение", на нижних - именная надпись: патрiархъ (на левой) адрiан (на правой).
Кроме того, в собрании ГРМ хранятся портреты некоторых архиепископов Санкт-Петербургских, принадлежащие кисти Антропова А.П., на скрижалях, которых вышиты кресты в орнаментальных рамках. Как отмечалось выше, архиепископам не полагалось носить скрижали с изображениями, но, по всей видимости, для этих владык, как архиереев столичного города, нашивка крестов была привилегией.
Архиепископ (с 1787 г. - митрополит) Платон (Левшин, +1812 г.) носил мантию с изображением прпп. Сергия и Никона Радонежских на скрижалях. Фронтальные фигуры преподобных помещены в орнаментальные рамки, в четырёх углах которых вышиты серафимы. Над головами преподобных инициалы владыки40. Такой выбор изображений можно объяснить тем, что жизнь владыки была связана с Свято-Троице Сергиевой Лаврой. В начале правления Екатерины II он был ректором академии. В 1766г. был назначен архимандритом Лавры. А в 1770 г., оставаясь архимандритом Лавры, он был поставлен на тверскую кафедру, в 1775 – на московскую, последние же годы жизни провел в Лавре.
Также, у митрополита московского Филарета (Дроздова, на кафедре с 1821 г., с 1826 г. митрополит, +1867) на скрижалях вышиты святители в богослужебных облачениях - саккосах. Выбор изображений в данном случае также понятен, так как московские святители являются покровителями московской кафедры.
Митрополита Сергия Старогородского в мантии с изображениями Преображения и Трех святителей на верхних скрижалях запечатлел на одном из наибольших полотен-этюдов, тех, которые сам художник назвал "басы-профундо" и без которых никогда и нигде не соглашался выставлять свой "Реквием" П.Д. Корин (1937 г.). Каким образом данный выбор изображений на скрижалях связан с митрополитом – остается неясно.
Среди рисунков П.Д. Корина, также есть изображение архиепископа Владимира (Соколовского) в бирюзовой мантии с образом святителя (неизвестно какого) на одной из скрижалей. Рисунки сделаны 13 января и 11 февраля 1931г. (Всенощная под праздник Трех Святителей) во время богослужения.
В заключение также стоит упомянуть греческую мантию XIX в., принадлежавшую Константину Константинопольскому и Синайскому, на скрижалях которой вышиты изображения четырех Евангелистов, что можно объяснить символикой скрижалей.
Таким образом, выбор изображений на скрижалях был связан:
• с символическим значением скрижалей,
• с Небесным покровителем монастыря или кафедры,
• с праздником, в который надевалась мантия, т.е. с ее богослужебным применением,
• с историческими событиями, связанными с монастырем.
Кроме того, значение имел цвет мантии и скрижалей, который зависел от кафедры или класса монастыря, богослужебного применения мантии, т.е. праздника, в который одевалась, а также личных заслуг обладателя мантии.
Статьи по теме:
Цикл ряда традиционных 12 икон
Цикл этого ряда состоит из традиционных 12 икон двунадесятых праздников, повторяя тем самым древнейший праздничный ряд Софийского собора в Новгороде. Необычны для этого чина иконы "Преполовение" и "Троица".
На иконе & ...
«Ковер- Самолет»
"Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова, написанная им следом за известной картиной "После побоища Игоря Святославича с половцами".Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Он ...
Как строились пирамиды
Богатый древнеегипетский фараон Джосер, живший более 4, 5 тысяч лет назад до нашей эры, настолько верил в загробную жизнь, что захотел унести с собой большую часть своего состояния. Кроме того он хотел, чтобы в его усыпальнице были захоро ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...