Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях

Материалы о культуре » Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях

Страница 4

Иногда отличия давались конкретному архимандриту за личные заслуги. Например, Священный Синод указом от 13 сентября 1771 г. пожаловал архимандриту Кирилло-Белозерского монастыря Симону мантию со скрижалями за "семинарские труды".

В 1764г. монастыри были разделены на три класса. Настоятелями монастырей первого и второй классов стали архимандриты, настоятелями монастырей третьего класса - игумены. Цвет скрижалей на мантиях настоятелей зависел от класса монастыря. Архимандриты первоклассных монастырей носили скрижали из вишнёвого или малинового бархата, архимандриты второклассных - из зелёного бархата. Игуменам полагалось носить мантии без скрижалей.

И опять же настоятелям некоторых монастырей давались преимущества относительно мантий.

Например, с 1797г., указом императора Павла I, настоятели знатнейших третьеклассных монастырей – стали архимандритами, но в безскрижальных мантиях.

А Священный Синод, определяя указом от 9 августа 1805г. игумена Богоявленского Оршанского монастыря Феофана в архимандриты, дал ему право носить на камлотовой мантии зеленые бархатные скрижали.

Иногда отличия были связаны с историческими событиями. Так с 1803г. указом Священного Синода архимандритам Полтавского Крестовоздвиженского монастыря было приписано носить на скрижалях мантии образы св. Сампсона Странноприимца и вмч. Георгия Победоносца в воспоминание о полтавской победе Петра I, одержанной в день св. Сампсона Странноприимца.

Такой же обычай награждать архимандритов существовал и на Востоке. Дмитриевский А. А. писал, что "игумены Афонской горы с давних пор и до настоящего времени, а также и некоторых других восточных обителей (например, Иоанно-Богословский монастырь на о. Патмосе) носят архиерейские мантии с источниками". Это отличие, по его мнению, перешло к настоятелям в силу особого благоволения византийского императора к этим монастырям. На скрижалях игуменов и архимандритов Афонской Горы изображения либо Богоматери (Афонская Гора считается уделом Богоматери) или святого, в честь которого монастырь, либо праздника, в который надевается мантия. Обычные же черные монашеские мантии на Святой Горе употреблялись лишь во время Великого поста.

Также Дмитриевский писал, что епископская мантия на Востоке темно-лилового (фиолетового) цвета с золотыми источниками, и патриаршая мантия отличается от архиерейской только наличием образа Благовещения на скрижалях.

Русские архиереи также как и игумены награждались императорами мантиями, отличными от принятых. Например, императрица Екатерина II в 1775г. пожаловала митрополитов Новгородского и Московского бархатными малиновыми мантиями. А император Александр I в 1806 г. пожаловал митрополиту Новгородскому и Петербургскому Амвросию (Подобедову, на кафедре с 1799 г., с 1818 г. – митрополит Новгородский и Олонецкий) бархатную мантию фиолетового цвета.

Следует отметить, что для патриарха Адриана (1627 -1700) была сделана мантия "из зелёного двоеморхого бархата с источниками из золотосеребряного кружева, со скрижалями малинового цвета. На верхних - кресты четвероконечные двойные, одни большие объяринные, а на них малые золотые, украшенные яхонтами и изумрудами и обведённые по краям жемчугом. На нижних - четвероугольные обярин. звезды, унизанные по местам драгоценными камнями". Мантия хранится в Московской Синодальной ризнице, описание составил архиепископ Савва. Изображение крестов на верхних скрижалях и звезд – на нижних связано с символикой мантии. Как уже было сказано, мантия повторяет некоторые символические значения саккоса и омофора, поскольку носится тогда, когда на архиерее нет этих облачений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Проект культурологии Л. Уайта
Науки формируются не только "спонтанно", усилиями многих авторов, но могут быть "спроектированы" и "построены" одним человеком. Примеры авторских проектов - "всеобщая организационная наука" А.А. Бог ...

Основные периоды развития скульптуры Древнего Китая
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Явля­ясь одним из ведущих видов изобразительного искусства, скульптура длительный период целиком принадлежала культовому искусству. Скульптура Древнего Китая, прежде вс ...

Эстетика романтизма
Романтизм – это великая эпоха в истории культуры. Наивно полагать, что 19 век – это век реализма и реалистической эстетики. От разрушения классицизма вплоть до символизма путь культуры являет собой разные лики эпохи романтизма. Вся истори ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru