Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях

Материалы о культуре » Происхождение мантии и иконография изображений на скрижалях

Страница 3

• Новгородскому митрополиту разрешено нашивать на верхние скрижали кресты.

• Архиепископам и епископам предписывалось носить черные мантии или "багряновидные, но не багряно-светлоцветные, ниже червленые или зеленые или светлолазоревые". У архиепископов должны быть верхние скрижали зеленого цвета, без изображений. У епископов – лазоревого цвета, также без изображений.

• Архимандритам трёх монастырей: Свято-Троице Сергиевой Лавры, Рождественского монастыря во Владимире и Чудова монастыря в Москве носить черные монашеские мантии с "верхними багряновидными или камчатыми скрижалями с изображением Святых Чудотворцев преславных" (каких конкретно – не указано, прим. автор).

• Остальным всем архиереям в епархиях, архимандритам и игуменам великих и малых монастырей – простомонашеские мантии, т. е. мантии без скрижалей.

Таким образом, определив общие правила для архиереев и архимандритов, для некоторых из них собор установил привилегии. После собора архимандритам некоторых монастырей грамотами епархиальных владык, указами Священного Синода или императора также давались различные преимущества относительно мантий. Часто это зависело от значимости того или иного монастыря.

Например, грамотами Константинопольского, российского патриархов и митрополита Стефана Яворского архимандритам Киево-Печерской Лавры полагалось носить скрижали с образом прп. Антония и Феодосия Печерских. Архимандритам Свято-Троице Сергиевой Лавры грамотой митрополита Стефана Яворского от 1701 г. предписывалось носить лазоревые атласные скрижали с иконами прп. Сергия и Никона Радонежских.

В 1702 г. император Петр I пожаловал Соловецкому архимандриту Фирсу и его приемникам шелковую мантию с верхними и нижними скрижалями.

Священный Синод указом от 26 марта 1806г. пожаловал архимандрита Новгородского Тихвинского монастыря правом носить мантию с изображениями на верхних скрижалях Благовещения и Богоматери Тихвинской.

Награда могла быть также связана с личным расположением высокопоставленного лица к определенному монастырю. Так, грамотой митрополита рязанского и местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского (местоблюститель с 1700-1721 г.) от 1717 г. архимандриту Нежинского Благовещенского монастыря разрешалось носить мантию с образом Благовещения на скрижалях. И это не случайно: Нежинский мужской монастырь был основан в 1716 г. на родине владыки при храме Благовещения. Храм же был заложен в 1702 г. на его же средства, под наблюдением брата его протопопа Павла Яворского.

Епархиальные архиереи также давали награды некоторым архимандритам в своих епархиях.

Так, Кирилл, епископ Воронежский, в 1761г. пожаловал настоятеля Воронежского Алексеевского монастыря правом носить на мантии зеленые бархатные скрижали.

В 1758г. епископ Костромской Дамаскин пожаловал архимандриту Богоявленского Костромского монастыря бархатные зеленые скрижали.

В 1759г. архимандриту Николаевского Верхотурского монастыря Пермской епархии грамотой Павла, митрополита Тобольского была пожалована мантия с нижними и верхними бархатными скрижалями. С 1764 г. монастырь стал третьеклассным и все отличия уничтожены. Но в 1805 г. указом Священного Синода архимандритам монастыря, исправляющим должность ректора в Пермской семинарии, были пожалованы зеленые бархатные скрижали на камлотовой мантии.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Владимирский собор в Киеве
В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Не сразу, но свое согласие художник дает. У него уже есть опыт - абрамцевск ...

Основные типы экспозиций
Тип экспозиции зависит методом ее построения. Метод определяет характер интерпретации экспонатов, соотношение в экспозиции содержания и формы, взаимодействие научной и художественной составляющих проектирования, порядок сотрудничества экс ...

Классический период
В истории древнегреческой литературы выделяют замечательную веху – классический или аттический период, охватывающий V-IV вв. до н.э Аттический он называется потому, что центром культурной, художественной жизни Эллады стала маленькая прови ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru