.
Мантия, иначе палий (от pallium-enanra, верхняя одежда), является одеждой, покрывающей собой всё тело, кроме головы. В древней христианской Церкви мантии носили все христиане, как символ их отречения от идолослужения.
Мантия первоначально была светской одеждой. Блж. Симеон, архиепископ Солунский, писал: "на царя, во время обряда помазания на царство, по верх царских одежд возлагалось священное одеяние, составляющее принадлежность Самодержца и знаменующее благоустройство, благосостояние и мир, о которых он приемлет обязанность пещись в отношении к церкви".
Мантии императора и знати украшались цветными нашивками (клавус). В подтверждение можно привести мозаику церкви Сан-Витале в Равенне, где император Юстиниан и его сановники изображены в мантиях с цветными нашивками в верхней части по обеим сторонам от разреза. Причем мантия императора отличается от мантий сановников не только цветом, но и нашивки сделаны из более дорогой ткани.
Кроме того, сохранились многочисленные изображения святых мучеников в таких мантиях. Среди них великомученики Георгий и Димитрий, которые, как известно, при жизни занимали важные должности. Св. вмч. Димитрий был воеводой города Солуни, а св. вмч. Георгий был поставлен императором Диоклетианом трибуном в знаменитом воинском полку. В духовном же смысле такие одежды на мучениках могут символизировать их причастность к воинству Царя Небесного. В качестве примера можно привести фреску Собора Протата в Карее (XIII век).
Позже мантии стали принадлежностью только монашествующих. С этого времени символически мантия стала выражать "всепокрывающую силу Божию, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни и то, что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и не способны для мирской деятельности, но все мертвы".
Никольский тоже пишет, что мантия означает "хранительную и покровительную силу Божию, а также строгое исполнение иноком правил монашеской жизни". Кроме того, он приводит толкование Германа Патриарха, который говорит, что благодаря своему свободному покрою, мантия символизирует, ангельские крылья и отсюда называется ангельскою одеждою.
Архиерейские мантии со скрижалями появились в Византии в качестве почетного дара Константинопольского императора патриарху. Когда избирался новый патриарх, царь прежде, чем увидится с ним, посылал ему мантию с источниками и панагию, выражая этим даром свое благорасположение.
К XV в. архиерейская мантия из царского дара становится неотъемлемой принадлежностью архиерейского сана. Блж. Симеон, архиепископ Солунский, считает, что с этого времени символически мантия знаменует "полноту Божественной благодати, силы и премудрости, которыми облекает Царь Небесный своих подражателей. Духовно мантия повторяет некоторые символические значения фелони, саккоса и омофора, т. к. носится тогда, когда на архиерее нет этих облачений".
В настоящее время архиерейские мантии отличаются от простых монашеских покроем, цветом, а также наличием нашивок: скрижалей и источников. Она может быть лилового, голубого или зеленого цвета, по сторонам от разреза вверху и внизу нашиваются так называемые скрижали, или "поматы" (от греч. πωματος – крышки), а также источники. Поматы символизируют собой Ветхий и Новый заветы, которыми епископ должен руководствоваться и черпать мудрость в поучении Церкви. Источниками называют цветные ленты, нашитые на мантию, тремя рядами по две полосы в каждом. Они символизируют собой струи учения, истекающие из уст Архиерея. Очевидно, поначалу на архиерейских мантиях скрижали нашивались не всегда. На эту мысль наводит фреска (1340 г.) церкви Богородицы Одигитрии в Печи, на которой архиепископ Даниил II изображен в мантии из узорной ткани с источниками, без скрижалей.
Статьи по теме:
Реформы Этейллы
Кто же такой Этейлла? Вот что пишет о нем Дмитрий Лесной в своей энциклопедии:
"Парижский гравер, легендарный толкователь системы гадания Таро. Автор книги: "Etteilla. Cours theoretique et pratique du livre de Thoth". Этей ...
Марсельское Таро
Во всяком случае, все исследователи сходятся на том, что в XVII веке Таро как система гадальных карт уже сложилась. Игральные карты и карточные игры тоже обрели свой теперешний вид.
Сложился и первый единый тип колоды, ставший образцовым ...
Культура в классический период
Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500—449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период — классический. Победа греков, окончательное оформление классическог ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...