Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Материалы о культуре » Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Страница 1

Феодоровский собор

Церковь Преподобного Серафима Саровского.

В северной части царскосельского Александровского парка расположен знаменитый архитектурный ансамбль Феодоровского городка. Его основание связано с постройкой казарм царского конвоя, возведенных в 1895-1896 годах по проекту архитектора В.Н. Максимова и художника М.И. Курилко.

В 1900-1901 годах, с перенесением императорской резиденции в Александровский дворец, сюда была подведена специальная ветка железной дороги, которой пользовались члены царской фамилии и их окружение. В связи с этим появилось здание Вокзала. Сначала деревянное, утраченное после пожара, оно было заново сооружено в 1912 году по проекту архитектора В.А. Покровского. К этому времени уже существовало и здание Офицерского собрания, созданное в 1909 году по проекту того же В.А. Покровского. Выполненные в "неорусском" стиле, эти постройки составили своеобразный архитектурный ансамбль, решенный в стилизованных архаизированных формах, основанных на традициях древнерусского "палатного строения".

Не только характерные для гражданской архитектуры ХYII века ассиметричные планы, высокие шатровые кровли и фасады, плоскость которых была прорезана свободно скомпанованными оконными проемами с фигурными наличниками, но и интерьеры зданий, перекрытые крещатыми и коробовыми сводами с распалубками над окнами, были расписаны стилизованным "травным" орнаментом, имитирующим росписи знаменитой ярославской школы. Авторами декоративного оформления интерьеров Вокзала и Офицерского собрания выступили тот же В.А. Покровский и художник М.И. Курилко.

Однако этот ансамбль оставался явно неполным, пока в нем не возникло основной его доминанты – Феодоровского собора, предназначенного для посещения церковных служб царским конвоем и сводным пехотным полком. Временная полковая церковь была устроена еще зимой 1908 года, когда командование конвоя обратилось к государю с просьбой о строительстве храма. Однако до постройки Феодоровского собора, его разместили в помещении учебной команды пехотного полка. Оформление интерьера и проект иконостаса были выполнены В.А. Покровским. Иконы, стилизованные в манере живописи московской школы ХYII века, создал художник Н.С. Емельянов. Освящена полковая церковь была 6 февраля 1909 года во имя особо почитаемого на Руси Преподобного Серафима Саровского, канонизация которого состоялась сравнительно незадолго до того, в июле 1903 года, в присутствии членов императорской фамилии.

29 апреля 1909 года полковой храм посетил Николай II. Он высоко оценил художественное убранство интерьера, стилизованного под домовую церковь ХYII века, и "вид воскресшей старины" оставил в нем глубокое впечатление. Позднее, это сыграло существенную роль при оформлении, так называемого, пещерного храма Феодоровского государева собора, по желанию императора также стилизованного в духе русской национальной традиции. Это полностью отвечало замыслу архитектора, а, возможно, им же было и "спровоцировано".

Временная церковь просуществовала недолго. В мае того же года был организован строительный комитет, рассмотревший проект Феодоровского собора, предложенный архитектором А.Н. Померанцевым, но впоследствии пересмотренный и переданный В.А. Покровскому. Место для возведения храма было выбрано императором, который шагами отсчитал определенное расстояние от границы Фермерского парка и остановился на поляне, на берегу пруда, где и было начато строительство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Труд
.Эй, садись ко мне дружок, Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Там уж поприще широко, Знай работой да не трусь. Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь. Н. А. Некр ...

Искусство Гольбейна
С Аугсбургом связан в начальный период своей творческой деятельности один из великих мастеров немецкого Возрождения — Ганс Гольбейн Младший (1497—1543). Гольбейн — художник совершенно другого типа и темперамента, нежели Дюрер. Будучи чел ...

История создания ансамбля народного танца Грузии
Об основателях ансамбля грузинского танца Илико Сухишвили и его жене Нино Рамишвили сохранилось много легенд. Берия представил Сталину грузинских танцоров, назвав их меньшевиками, и советовал расстрелять всех, кто носит фамилию Рамишвили. ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru