Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Материалы о культуре » Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Страница 1

Феодоровский собор

Церковь Преподобного Серафима Саровского.

В северной части царскосельского Александровского парка расположен знаменитый архитектурный ансамбль Феодоровского городка. Его основание связано с постройкой казарм царского конвоя, возведенных в 1895-1896 годах по проекту архитектора В.Н. Максимова и художника М.И. Курилко.

В 1900-1901 годах, с перенесением императорской резиденции в Александровский дворец, сюда была подведена специальная ветка железной дороги, которой пользовались члены царской фамилии и их окружение. В связи с этим появилось здание Вокзала. Сначала деревянное, утраченное после пожара, оно было заново сооружено в 1912 году по проекту архитектора В.А. Покровского. К этому времени уже существовало и здание Офицерского собрания, созданное в 1909 году по проекту того же В.А. Покровского. Выполненные в "неорусском" стиле, эти постройки составили своеобразный архитектурный ансамбль, решенный в стилизованных архаизированных формах, основанных на традициях древнерусского "палатного строения".

Не только характерные для гражданской архитектуры ХYII века ассиметричные планы, высокие шатровые кровли и фасады, плоскость которых была прорезана свободно скомпанованными оконными проемами с фигурными наличниками, но и интерьеры зданий, перекрытые крещатыми и коробовыми сводами с распалубками над окнами, были расписаны стилизованным "травным" орнаментом, имитирующим росписи знаменитой ярославской школы. Авторами декоративного оформления интерьеров Вокзала и Офицерского собрания выступили тот же В.А. Покровский и художник М.И. Курилко.

Однако этот ансамбль оставался явно неполным, пока в нем не возникло основной его доминанты – Феодоровского собора, предназначенного для посещения церковных служб царским конвоем и сводным пехотным полком. Временная полковая церковь была устроена еще зимой 1908 года, когда командование конвоя обратилось к государю с просьбой о строительстве храма. Однако до постройки Феодоровского собора, его разместили в помещении учебной команды пехотного полка. Оформление интерьера и проект иконостаса были выполнены В.А. Покровским. Иконы, стилизованные в манере живописи московской школы ХYII века, создал художник Н.С. Емельянов. Освящена полковая церковь была 6 февраля 1909 года во имя особо почитаемого на Руси Преподобного Серафима Саровского, канонизация которого состоялась сравнительно незадолго до того, в июле 1903 года, в присутствии членов императорской фамилии.

29 апреля 1909 года полковой храм посетил Николай II. Он высоко оценил художественное убранство интерьера, стилизованного под домовую церковь ХYII века, и "вид воскресшей старины" оставил в нем глубокое впечатление. Позднее, это сыграло существенную роль при оформлении, так называемого, пещерного храма Феодоровского государева собора, по желанию императора также стилизованного в духе русской национальной традиции. Это полностью отвечало замыслу архитектора, а, возможно, им же было и "спровоцировано".

Временная церковь просуществовала недолго. В мае того же года был организован строительный комитет, рассмотревший проект Феодоровского собора, предложенный архитектором А.Н. Померанцевым, но впоследствии пересмотренный и переданный В.А. Покровскому. Место для возведения храма было выбрано императором, который шагами отсчитал определенное расстояние от границы Фермерского парка и остановился на поляне, на берегу пруда, где и было начато строительство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Театры XVII века
В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По- ...

Римские праздники
Новый год - первоначально 1 марта, затем — 1 января. Официальные торжества, связанные с вступлением в должность консулов: торжественные процессии из домов обоих консулов, соединяющиеся на Капитолии; благодарственные жертвы Юпитеру Капитол ...

Проблемы изучения византийской живописи
Значение византийского наследия для истории древнерусского искусства было угадано Ф. Буслаевым уже более ста лет тому назад. Дальнейшее изучение этого наследия все более подкрепляет его взгляды. Признание роли византийского наследия для ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru