Однако верное колористическое решение интерьера далось реставратору не сразу. Поиски нужного тона были нелегкими. И только когда А.А. Кедринский, который постоянно приходил в нижний храм взглянуть на работу, и единственный кто еще помнил как выглядели старые росписи сказал, увидев роспись на солее: "Попали!", ободренный им реставратор смог уверенно продолжить начатое дело.
Нужно было иметь особое чувство колорита и тонкую интуицию, свойственную только талантливому реставратору, чтобы верно "попасть" в нужную цветовую тональность. Отправной точкой для В.Н. Лупанова в этом случае послужила работа над реставрацией мозаики "Феодоровской иконы Божией Матери с предстоящими", помещавшейся над главным западным входом в собор. Ее богатая и, в то же время, мягкая, почти пастельная, цветовая гамма стала своеобразной "направляющей", и помогла в создании общего гармоничного колористического решения.
Работа по воссозданию мозаики также проводилась под наблюдением А.А. Кедринского. Технология процесса была предложена Лупановым, одобрена автором проекта восстановления собора и отражена в следующем документе:
Этапы проведения реставрационных работ
1. Установка лесов.
2. Снятие кальки на целлофан несмываемым фломастером.
3. Мозаичный круг площадью 5 м.кв. был обследован. Зафиксированы трещины в основании – цементном растворе. В некоторых местах была утеряна связь между смальтой и раствором, происходило высыпание смальты. На кальке были указаны также утраты смальты (более 60% общей площади) :нимбы, шрифт, орнаменты, одежды Младенца, лик Богоматери, лик Младенца. Был определен характер пустот: 1 вариант - отслоение штукатурки от кирпичного слоя стены; " вариант - расслоение самой штукатурки.
4. Мозайка была промыта средством "Санитарный 1 полуабразивный" (был опробован ряд моющих средств).
5. Для укрепления плиты на стене в местах образования пустот были заведены дополнительные анкера в местах пересечения существующей арматуры. Анкера (d.10 мм., длиной 135 мм. Металлические, обработанные антикоррозийной жидкостью. Существующие анкера были очищены от ржавчины, обезжирены и обработаны антикоррозийным составом. (Сам круг набирался отдельно от всей мозайки. Это подтверждает анализ расположения арматуры - проверено прибором; результатаы зафиксированы на кальке).
6. Для заполнения пустот между стеной и мозайкой производилось засверливание перфоратором до кирпичной кладки и инъектирование чистой известью под давлением. Также производилось расшивание трещин и их шпаклевка известково-цементным раствором (по определению реставраторов – технологов КГИОП Шадрина и Тучинского, состав штукатурки трехслойный известково-цементный).
7. Подбор палитры смальты. Так как смальта, которая была использована при создании мозайки, содержит добавления свинца, то наиболее близкой оказалась глушеная киевская смальта.
8. Этапы проведенной работы: - вычищение графьи под закладку модуля; колка модуля в соответствии с калькой; смачивание графьи водой; наложение раствора; укладка нового модуля; затирка швов. Работа велась в утепленном помещении, обогреваемом печками. Среднесуточная температура + С, т.к. здание отапливается, стена под мозайкой имела постоянно температуру и была сухой, что позволило вести работу с использованием извес тково-цементного раствора. После полного высыхания мозайки она была покрыта раствором соляной кислоты с теплой водой."
Под этим документом рукой А.А. Кедринского, сделана надпись: "Работа принята, выполнена с хорошим качеством, при соблюдении ранее составленной технологии. Автор проекта восстановления собора. Кедринский. 18.07.2003 г."
Статьи по теме:
Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и
человека
Образцом для произведений искусства у греков является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
Как было отмечено ранее античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески, это не только мир, ...
Атака на Россию
Путь аниме в Россию долгий и сложный. И неудивительно – жителям только что образованной Российской Федерации было до чего угодно, только не до мультфильмов, какими бы неземными достоинствами те ни обладали. Потребовались годы, чтобы от ро ...
Вавилонская башня
«В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна – это когда не получаешь того, что хочешь, другая – когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия».
Оскар Уайльд
Библия говорит о «земле Сен-наарской» как о месте, где зародилась ...