Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Материалы о культуре » Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Страница 6

Однако верное колористическое решение интерьера далось реставратору не сразу. Поиски нужного тона были нелегкими. И только когда А.А. Кедринский, который постоянно приходил в нижний храм взглянуть на работу, и единственный кто еще помнил как выглядели старые росписи сказал, увидев роспись на солее: "Попали!", ободренный им реставратор смог уверенно продолжить начатое дело.

Нужно было иметь особое чувство колорита и тонкую интуицию, свойственную только талантливому реставратору, чтобы верно "попасть" в нужную цветовую тональность. Отправной точкой для В.Н. Лупанова в этом случае послужила работа над реставрацией мозаики "Феодоровской иконы Божией Матери с предстоящими", помещавшейся над главным западным входом в собор. Ее богатая и, в то же время, мягкая, почти пастельная, цветовая гамма стала своеобразной "направляющей", и помогла в создании общего гармоничного колористического решения.

Работа по воссозданию мозаики также проводилась под наблюдением А.А. Кедринского. Технология процесса была предложена Лупановым, одобрена автором проекта восстановления собора и отражена в следующем документе:

Этапы проведения реставрационных работ

1. Установка лесов.

2. Снятие кальки на целлофан несмываемым фломастером.

3. Мозаичный круг площадью 5 м.кв. был обследован. Зафиксированы трещины в основании – цементном растворе. В некоторых местах была утеряна связь между смальтой и раствором, происходило высыпание смальты. На кальке были указаны также утраты смальты (более 60% общей площади) :нимбы, шрифт, орнаменты, одежды Младенца, лик Богоматери, лик Младенца. Был определен характер пустот: 1 вариант - отслоение штукатурки от кирпичного слоя стены; " вариант - расслоение самой штукатурки.

4. Мозайка была промыта средством "Санитарный 1 полуабразивный" (был опробован ряд моющих средств).

5. Для укрепления плиты на стене в местах образования пустот были заведены дополнительные анкера в местах пересечения существующей арматуры. Анкера (d.10 мм., длиной 135 мм. Металлические, обработанные антикоррозийной жидкостью. Существующие анкера были очищены от ржавчины, обезжирены и обработаны антикоррозийным составом. (Сам круг набирался отдельно от всей мозайки. Это подтверждает анализ расположения арматуры - проверено прибором; результатаы зафиксированы на кальке).

6. Для заполнения пустот между стеной и мозайкой производилось засверливание перфоратором до кирпичной кладки и инъектирование чистой известью под давлением. Также производилось расшивание трещин и их шпаклевка известково-цементным раствором (по определению реставраторов – технологов КГИОП Шадрина и Тучинского, состав штукатурки трехслойный известково-цементный).

7. Подбор палитры смальты. Так как смальта, которая была использована при создании мозайки, содержит добавления свинца, то наиболее близкой оказалась глушеная киевская смальта.

8. Этапы проведенной работы: - вычищение графьи под закладку модуля; колка модуля в соответствии с калькой; смачивание графьи водой; наложение раствора; укладка нового модуля; затирка швов. Работа велась в утепленном помещении, обогреваемом печками. Среднесуточная температура + С, т.к. здание отапливается, стена под мозайкой имела постоянно температуру и была сухой, что позволило вести работу с использованием извес тково-цементного раствора. После полного высыхания мозайки она была покрыта раствором соляной кислоты с теплой водой."

Под этим документом рукой А.А. Кедринского, сделана надпись: "Работа принята, выполнена с хорошим качеством, при соблюдении ранее составленной технологии. Автор проекта восстановления собора. Кедринский. 18.07.2003 г."

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Мужская одежда народностей Сахалина
Одежда – часть не только материальной, но и духовной культуры разных народов, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. На эволюцию одежды влияли многие факторы: климат, местные традиции и иностранные заимствова ...

Иконография апостола Петра
Иконография апостола Петра имеет три варианта. Архетипом первого является икона благовещенского иконостаса. Образцом дл второго типа послужил образ Петра из деисусного чина Успенского собора во Владимире. Все остальные известные чиновые и ...

Современный период развития теории музееведения
Современный период развития теории музееведения характеризуется пересмотром вопроса о сущности музея как специализированной организации имеющего свое особое социально-культурное место в современном сообществе. Музееведение как новый тип ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru