Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Материалы о культуре » Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Страница 4

1913 год "8 апреля. Понедельник.

Со всеми детьми поехал к преждеосвященной обедне в пещерном храме. Очень уютно в молельне у алтаря, в которой я находился с Алексеем" – записал в своем дневнике Николай II.

Здесь царская фамилия в 1917 году отстояла и последнюю страстную седмицу, на коленях пройдя по галерее весь крестный ход в Великую пятницу. В это время они уже находились под арестом в Александровском дворце, но им разрешено посещать великопостные и пасхальную службу.

В письме из Тобольска 17 февраля 1918 года великая княжна Мария Николаевна писала: " Вспоминаем с грустью Феодоровский собор. Помните, как все мы говели в нижнем (Пещерном) храме, особо нами любимом. Там всегда бывало какое-то чудное настроение".

После революции храм был передан в ведение Отдела охраны дворцов и музеев. Члены церковной "двадцатки" пытались сохранить здание, а главное, возможность проводить в нем богослужения. Для этого был заключен договор, согласно которому "двадцатка" получала храм в аренду и обязалась нести все расходы по его ремонту, охране и страховке. Однако скромных средств прихожан оказалось явно недостаточно. Неминуемый процесс разрушения памятника начался довольно скоро. Из доклада приходского Совета за 1924 год известно, что в нижнем пещерном храме "развилась сырость; из-за недостатка средств старинная утварь, иконы и вся обстановка стала портиться и лупиться, обивка стен – истлевать. Ныне летом отделом охраны памятников старины и искусства произведен ремонт всех старинных икон, просушка их специалистами особым способом. Отдел все просушенные иконы возвратил обратно в собор, но теперь уже требует, чтобы "двадцатка" позаботилась о постоянном отоплении пещерного храма и об охране находящейся в нем старины, в противном случае все будет вывезено и храм закроется".

Грозное предупреждение было настолько убедительным, что пожертвовав последние свои средства, прихожане в том же году сделали ремонт алтаря пещерного храма, исправили и покрасили кровлю и трубы Феодоровского собора.

Однако разрушение здания уже трудно было приостановить. В алтаре и на амвоне пещерного храма сгнили деревянные доски пола, что серьезно затрудняло совершение регулярных богослужений. Тогда епископ Венедикт дал разрешение настоятелю Феодоровского собора протоиерею Алексею Кибардину произвести добровольный сбор пожертвований в храмах Ленинграда. С конца сентября 1925 года до марта 1926 было собрано 684 рубля 90 копеек.15 На эти средства летом того же года были не только отремонтированы полы, но также выкрашены клеевой краской стены и потолки в алтаре, бывшей царской комнате и галерее. Кроме того, во избежание разграбления церковных ценностей на окна собора были поставлены деревянные щиты, исправлены все засовы, замки и электропроводка.

Тем не менее становилось ясно, что приход не мог дольше содержать здание в должном порядке и отвечать за сохранность церковных ценностей. В 1928 году все подлинные старые иконы были переданы в Государственный Русский музей.

В конце 1930-х годов в Феодоровском соборе размещалась киностудия "Ленфильм". С этим периодом связаны устные предания, бытующие среди жителей Царского Села, и рассказывающие о том, как здесь снимались первые фильмы по анитрелигиозной пропаганде. В одном из эпизодов нужно было продемонстрировать момент разрушения храма. Для этого в Фермерском парке установили артиллерийское орудие и одним залпом снесли купол Феодоровского собора, что естественно, должно было быть запечатлено на пленке. Купол упал внутрь храма и пробил пол не только верхнего, но и нижнего храма. Образовавшуюся яму стали использовать для сожжения использованной списанной кинопленки. Гарь и копоть оседали на стенах и сводах пещерного храма в течение многих лет. Были полностью утрачены и росписи, и остатки убранства интерьера. Помещение, лишенное окон, стало полностью соответствовать своему названию – пещерное. Недаром, при съемке фильма "Айболит – 66" в нем снимали сюжет, изображавший обезьян танцующих в пещере вокруг костра…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Литература
С античным театром тесно связано развитие античной литературы, которая выросла из фольклора, из героических преданий о прошлом. Письменный период древнегреческой литературы начинается поэмами Гомера и продолжается в дидактическом эпосе Ге ...

Український модернізм в архітектурі, скульптурі та малярстві
Наприкінці XIX - на початку XX ст. стиль модерн набуває поширення і в українській архітектурі, що виявилося у геометрично чіткіх лініях споруд, динамічності їхніх форм. У цьому стилі побудовано залізничні вокзали Львова, Києва, Жмеринки, ...

Три стадии супрематизма
Представленные на выставке “0,10” полотна геометрического абстрактивизма носили сложные, развернутые названия - и не только потому, что Малевичу не разрешили назвать их "супрематизм". Часть из них: “Живописный реализм футболиста ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru