Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Материалы о культуре » Пещерный храм Царскосельского Феодоровского собора

Страница 2

Архитектор В.А. Покровский, опираясь на традиции древнерусского зодчества, создал одноглавый, кубический в плане собор, окруженный галереями. Фасады, расчлененные плоскими лопатками, увенчанные стилизованными килевидными закомарами, украшенные кокошниками, аркатурным поясом, висячими гирьками, - то есть полным арсеналом черт, типичных для русской национальной традиции, переосмысленной в духе модерна, - все соответствовало замыслу зодчего "применить" древнерусскую "архитектуру к требованию современного строительства."2 Большое значение имело и монументально-декоративного убранство фасадов, украшенных мозаиками, созданными по картонам Н.С. Емельянова в мастерской В.А. Фролова. Над главным, западным, входом была помещена мозайка, изображавшая Феодоровскую икону Божией Матери с предстоящими, над северным - образ Архистратига Михаила на коне, над южным (офицерским входом) - Великомученика Георгия Победоносца также конный, над "царским" входом, в центре - Святого Александра Невского, а по сторонам от него: Святых царицы Александры и Марии Магдалины, на центральной апсиде - изображение Христа-Вседержителя на троне, над царским входом в пещерную церковь - мозаичный образ Преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Непосредственное участие в проведении этих работ принимали мастера: Николай Петров, крестьянин Бежицкого уезда Тверской губернии, Иван Козырев, мещанин Опочинского посада Новгородской губернии, Николай Трескин, крестьянин Холмогорского уезда Архангельской губернии, Григорий Шадрин, крестьянин Ивановской волости Ярославской губернии, Владимир Кузьмин, крестьянин Старицкого уезда Тверской губернии. Высокое мастерство мозаичистов было отмечено В.А. Фроловым, который после завершения работ, 2 августа 1912 года, обратился к председателю Строительного комитета В.А. Комарову с просьбой наградить медалями исполнителей мозайки.3

Освящение главного, верхнего храма, в честь родового образа Дома Романовых, Феодоровской иконы Божией Матери, состоялось 20 августа 1912 года. К созданию пещерной церкви, которая предназначалась для царской фамилии и ее ближайшего окружения, приступили весной того же года. Мысль об её устройстве в подвальном этаже здания возникла в процессе строительства собора, которое длилось три сезона: с весны 1910 по август 1912 года. Освящение пещерного храма во имя Преподобного Серафима Саровского состоялось 27 ноября 1912 года. По сути дела, он стал последней домовой церковью последних Романовых.

Общий надзор за устройством храма был поручен члену Государственного Совета князю А.А. Ширинскому-Шихматову, его архитектурное и декоративное оформление осуществлял В.Н. Максимов.

Прямоугольная в плане нижняя церковь, окруженная обходной галереей с притвором и молельней императрицы, вцелом повторяла контуры центральной части верхнего, главного храма Феодоровской иконы Божией Матери. Замкнутое пространство, лишенное наружного света, (отсюда и название - пещерное) было перекрыто низким циллиндрическим сводом с распалубками над внутристенными нишами, имитирующими оконные проемы. В очертаниях ползучих арок, обрамляющих ниши и опирающихся на пристенные выступы, легко угадываются характерные формы модерна. Та же стилизация, что и в архитектуре, прослеживается в монументальной живописи и декоративном убранстве интерьера. Причудливый растительный орнамент, украшавший своды пещерного храма, выполненный по эскизам В.С. Щербакова, Г.П. и Н.П. Пашковых под наблюдением В.Н. Максимова, был прямой копией образцов ярославской школы ХYII века, а именно росписей стен и сводов церкви Святого Иоанна Предтечи в Толчкове.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Принцип естественности в стилеобразовании конструкций
Разнообразие художественных стилей, применяемых при изготовлении кованых изделий, по сей день поражает не только искусствоведов, но и простых любителей прекрасного. Художественная ковка всегда шла в ногу с художественными стилями, исполь ...

Древнегреческая комедия
Актёры Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные ...

Технология выполнения
Плетение штор выполняется в строго определённой последовательности. До начала работы с материалом - верёвкой- выполняют эскиз , в котором намечают общую композицию изделия, взаимоотношение его частей с сочетанием с другой техникой - резь ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru