«Хрустальное чудо»

Материалы о культуре » Культурное наследие княжеского рода Оболенских » «Хрустальное чудо»

Страница 1

Брат Алексея Дмитриевича Оболенского, последнего из князей, владевших селом Березичи, Александр Дмитриевич Оболенский (1847 – 1917) бывал в здешних местах. Он также был вкладчиком Никольской церкви села Березичи. Но особо хочется отметить деятельность А.Д.Оболенского в Пензенском крае, в Николо-Пестровке. Название населенного пункта связано с именем самого любимого и почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца. Впервые в документах селение упоминается в 1761 году под названием «Никольское, Пестровка тож» .

Александр Дмитриевич Оболенский получает в наследство от своей тетушки Анны Петровны Бахметьевой (урожденная графиня Толстая, не имевшей детей, родовое имение в 2000 десятин вместе с большим хрустальным заводом. Изучив с раннего детства хрустально-стекольное дело, Александр Дмитриевич Оболенский вложил в него массу сил и знаний, и за почти 40 лет его управления (1847 - 1917) завод дал миллионные обороты (по данным 1914 года годовой оборот составил около 800 тыс. рублей).

Фабрика была для князя Оболенского его детищем, которое он очень любил и отдавал практически все время. Рабочие относились к нему с уважением и любовью. А князь делал все, чтобы его имение выглядело достойно. Храм Воскресения Христова с двумя приделами, левый в честь Святого Николая, правый - Преподобного Алексея, человека Божьего, построен в 1813 году на средства помещика Николая Алексеевича Бахметева (сына основателя завода). А.Д. Оболенский не только поддерживал храм, но благоустраивал его. В тихую погоду звон колоколов этой церкви слышался в ближайших селах. Купола блестели, особенно в ясные, солнечные дни. Необычайно красиво храм выглядел на Рождество и Пасху. Казалось, он горел: всюду зажигались разноцветные фонари. Церковь окружала железная ограда, за которой росли огромные, цветущие липы. Внутри церковь была богато украшена изделиями из хрусталя и цветного стекла: кресты напрестольные, подсвечники, лампады, дарохранительницы, дароносицы, паникадила, потиры, дискосы. Рассказывают, что и пол церкви был выстлан плитками из голубого стекла. Убранство храма было великолепным. Сами рабочие и хозяева завода радели об этом. Стеклянные садовые подсвечники и уличные шары – лампады были установлены вдоль ограды храма, и никому в голову не приходило, например, кинуть камень в матовый светящийся шар.

Большинство икон величественного иконостаса, золотой стеной устремлённого в высоту, было написано учениками известной Ступинской школы. В 1856 г. приглашается для росписи храма художник К.А.Макаров. В1861 г. работу продолжает сын Макарова – Иван Кузьмич, академик портретной живописи. Им написаны иконы «Богоматерь на облаках», «Воскресение Христово» и др., запрестольный образ «Положение во гроб». Художники Макаровы расписывали Кафедральный Спасский собор в Пензе, храм Христа Спасителя в Москве. В храме пел замечательный церковный хор. Им восхищались писатель Л.Н.Толстой и композитор В.В.Андреев. В советское время (как впрочем, и везде по стране) храм был приспособлен под хлебозавод, под склады. Александр Дмитриевич избирался вице-председателем Русского музыкального общества и был одним из организаторов его отделения в Пензе. В конце XIX века организовал при Николо-Пёстровском заводе хор и духовой оркестр, а в 1902 году совместно с сыном Петром создал один из первых в России оркестр народных инструментов, для которого приобрёл комплект балалаек и домр.

Развитию музыкальной культуры в Пензенской губернии способствовала и жена Александра Дмитриевича Анна Александровна, урождённая Половцева, (1861 – 1917), состоявшая членом правления Пензенского отделения Русского музыкального общества. Именно ее родители Штиглиц основали в Петербурге центральное училище технического рисования, ныне Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Живопись второй половины XVIII в - жанр портрета
Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло русски ...

Коллекция Ангерстейна как начало лондонской Национальной галереи
К моменту смерти Ангерстейна в 1823 году его коллекция насчитывала тридцать восемь картин, среди которых имелось пять первоклассных пейзажей Клода Лоррена, огромное полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», «Венера и Адонис» Ти ...

Армейский подпоручик
В наше время хорошо сохранившиеся экземпляры альбомов ХVIII века – большая редкость. Они гибли во время пожаров, терялись или просто гнили на чердаках заброшенных родовых поместий. Порой их судьба складывалась весьма печально, как, впроче ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru