Третий тип отношения можно обозначить как амбивалентный, для которого свойственно наряду с положительными и восторженными оценками и проявление критического отношения к отечественной поп-музыке, проявляющееся в таких характеристиках как «рекламная», «продажная», коммерческая, вульгарная, порой бессодержательная, низкокачественная. Такое представление студентов о поп-музыке выражается в следующих фразах и оценках: «Да, я вижу все отрицательные стороны поп-музыки, но все равно ее люблю» или «Безусловно, сегодня поп-музыка – это цех по выпуску и «раскрутке» своих поп-звезд. Она насквозь коммерческая, но, несмотря на это, я обожаю слушать поп-музыку и люблю только ее». В эту группу вошли большой частью студенты-немузыканты (24%) из выборки «музыканты» – 10%.
\s
Рис. 3. Распределение типов отношения к поп-музыке у студентов-музыкантов
И, наконец, четвертый тип, к которому были отнесены 40% студентов-немузыкантов, и только 8% студентов-музыкантов, характеризуется позитивным отношением к поп-музыке. В представлениях респондентов этого типа поп-музыка является олицетворением красоты и жизнерадостности, оазисом отдыха и наслаждения. Для этого типа восприятия поп-музыка является неотъемлемым спутником в жизни, стимулом к деятельности, к изменениям. Восторженное отношение отражается в следующих характеристиках: танцевальная, бодрящая, энергичная, меняющаяся, зажигательная, живая, красивая, рекламная, сексуальная, феерическая, зрелищная.
\s
Рис. 4. Распределение типов отношения к поп-музыке у студентов-немузыкантов
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в группе «немузыканты» доминирует положительное отношение к поп-музыке, представления о поп-музыке связаны с ее привлекательностью и необходимостью в жизни каждого человека. Дифференцированный подход к оценке поп-музыки у студентов-музыкантов является домирующим, у немузыкантов он встречается гораздо реже. Негативный тип отношения у студентов-музыкантов к поп-музыке проявляется гораздо чаще, чем в выборке «немузыканты», что легко объясняется профилем обучения. Студенты-музыканты в оценке поп-музыки подходят прежде всего не со стороны эмоциональной привлекательности, как это делают «немузыканты», а с позиций профессионального анализа. Что же касается амбивалентного типа, то он гораздо чаще наблюдается у студентов-немузыкантов. Восторженный тип у студентов-музыкантов также встречается несравненно реже, чем у немузыкантов, что еще раз дает основание думать о двух разных подходах к оценке поп-музыки. Во-первых, об эмоциональном подходе, характерном для группы «немузыканты», проявляющемся в субъективном отношении по принципу веселая/грустная, нравится/не нравится, танцевальная, быстрая/медленная, спокойная. Во-вторых, о когнитивном подходе, характерном для студентов-музыкантов, демонстрирующем главным критерием в оценке поп-музыки ее содержательную сторону. Это проявляется в таких оценочных характеристиках поп-музыки, как содержательная/бессодержательная, нравственная/безнравственная, познавательная, учащая/бесполезная, качественная/некачественная, разнообразная/однообразная. Следовательно, в структуре социальных представлений о поп-музыке в группе студентов-немузыкантов можно выделить эмоциональный компонент в качестве ядерного признака, а в группе «музыканты» – когнитивный компонент.
Статьи по теме:
Анализ картины
К другой известной и широко почитаемой в Сибири еще в дореволюционное время картине "Озеро горных духов" Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этом ряду - пейзаж "Озеро в Лаже" (1907) ...
Составляющие и признаки субкультуры
По мнению Слюсаренко Н.Н., составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, ...
Русская бытовая живопись второй половины XIX века
К.Коровин. Зимой. 1894. Москва, Третьяковская галерея
В 1863 году, когда тринадцать молодых художников покинули стены петербургской Академии художеств, они не только отказались от писаний дипломных работ на темы из скандинавской мифоло ...