История военного мундира

Материалы о культуре » История военного мундира

Страница 2

Со смертью Павла не умерло его дело. Уже через несколько лет, когда новый император Александр I утвердился на троне “выпушки, погончики, петлички” вновь стали неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на изменившийся покрой мундира, суть его оставалась все та же, павловская. Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится как бы составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что русские императоры были военными и получали военное воспитание и образование. Они привыкали с детства смотреть на армию как на идеал организации; их эстетические представления складывались под влиянием парадов, они носили фраки только путешествуя за границей инкогнито. Нерассуждающий, исполнительный офицер представлялся им наиболее надежной и психологически понятной фигурой. Даже среди статских чиновников империи трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы офицерского мундира. Другой причиной могут служить непрекращающиеся войны, которые в те годы вела Россия. Как сказал генерал-лейтенант Я.П. Кульнев: “Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда где-нибудь да дерутся.”. Но с другой стороны форма постепенно становится обязательной и для гражданских ведомств.

С военными мундирами неразрывно связана жизнь русского общества первой половины XIX века. Военные становятся участниками всего. Они занимаются не только своими прямыми обязанностями, но и участвуют в гражданском управлении империей. Известно, что большинство губернаторов и городничих были выходцами именно из военной среды.

Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление Александра 1 на две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после , как отмечает советская историография “реакция, палочная дисциплина, аракчеевщина”. Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к единообразию, стандарту, регламенту. Если до войны для идентификации воинских частей применялась яркая гамма цветов, то уже к началу войны она начинает принимать строгий вид, возвращаясь к еще Петром Великим заложенным стандартам.

1814-1825гг. - сложное время. Это и время “хрипунов, удавленников, фаготов”, и вместе с ними расцвет тайных обществ, основными участниками которых были офицеры. Никакие демократические идеи не могли убить в них чувство “фрунтового артикульства”. Известно, что полковник П. Пестель был не раз отмечаем Александром за заслуги в деле муштрования солдат и был сторонником жесткого обращения с ними.

Военный мундир также отражал настроение у его определяющего. Если в начале царствования Александра 1 допускались какие-либо отклонения в его ношении, то уже к 20-м гг. а тем более при Николае 1 любое самовольство в отношении мундира, включая расстегнутый не вовремя воротник, становится причиной способной привести к незамедлительному наказанию. Хотя, наказание ждет провинившихся не слишком суровое, рассчитанное, в основном, на чувство морального ущерба. Известно, например, что поводом для отставки полковника лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римского-Корсакова послужил расстегнутый на балу за ужином мундир, а П.А. Катенин был отправлен в отставку за спор о заплате на рукаве одного из солдат его батальона.

К началу 30-х гг. происходит окончательная унификация военного мундира. Уже не существует каких-либо разночтений в правилах его ношения. Темно-зеленый мундир с красной отделкой - вот основные цвета николаевских солдат. Время Николая 1 апофеоз развития военного костюма. После 50-х гг. унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II , тем не менее начнет и закончит свои знаменитые реформы изменениями именно в военной сфере – начнет кардинальным изменением в 1855г. покроя мундира во всей армии, а закончит в 1874г. проведя закон о всеобщей воинской повинности, параллельно с этим еще раз поменяв внешний вид военного обмундирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Понятие «субкультура» , типологизация субкультур
Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, ми ...

Главные общегреческие праздники
Первые легендарные игры — микенский период. Вторые легендарные игры — IX в. до н. э. Начало исторических олимпийских игр — 776 г. до н. э. Место проведения — Олимпия, долина р. Алфея Время проведения — раз в четыре года в июле-августе ...

Сущность и социальная роль искусства
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возника ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru