С этого времени он занимается собственным бизнесом – негосударственной гастрольной антрепризой, постоянно путешествуя по Европе. К этому времени он уже имеет обширные связи, как в мире искусства, так и в деловых кругах. Являясь верным поклонником русского искусства, Дягилев активно занимается организацией выступлений русских артистов за границей. Своей главной задачей он считает знакомство Европы с русской культурой и, прежде всего, оперой.
Но покорять Европу Дягилев начинает с художественных выставок, где представлено много работ художников «Мира искусства». В Париже он организует крупный показ собрания русских икон и живописи XVIII-XIX веков. Выставки вызывают восхищение и огромный интерес публики. Впервые в Европе так полно представлена история русской художественной школы.
Показать россию, как страну, имеющую глубокие исторические и культурные традиции, – основная задача Дягилева. В 1907 в Париже он организует так называемые «русские исторические концерты» – пять выступлений русских артистов, включающие в себя русскую музыку, основанную на историческом эпосе. Выбор произведений истинно русского духа был не случайным. По замыслу Дягилева, концерты должны были ошеломить публику, продемонстрировать внутреннюю целостность и характер того, что называется русской музыкальной и оперной культурой. Виртуозность исполнителей, искусство постановщиков и участие таких звезд как Шаляпин, Рахманинов, Римский-Корсаков сделали свое дело. Французские критики заговорили о новой эре в мировом искусстве.
Основным лейтмотивом произведений были переломные моменты российской истории, а в центре находились роковые носители исторической воли – цари-реформаторы. Дягилев непреклонно верил в решающую роль сильной личности – и сам был сильной личностью. Он часто уверял друзей, что является потомком Петра I и, подобно ему, прорубает собственное – культурное окно в Европу. Это дерзкое предприятие, вызывавшее поначалу сомнения соотечественников, обернулось на деле настоящим триумфом. Дягилев вновь угадал требование времени, предвосхитил интерес европейцев к далекой загадочной России. Интерес был такой, что участники выступлений получали небывало высокие гонорары.
В следующем году Дягилев привез в Париж оперу «Борис Годунов». Весть о начале гастролей всколыхнула Париж. Полный успех этого предприятия определил дальнейшую судьбу Дягилева. С 1909 года «Русские сезоны» в Париже становятся регулярными. Но теперь Дягилев увлечен балетом.
Расцвет балета во всем мире стал одной из главных заслуг Дягилева.
Благодаря ему балетное искусство пережило настоящий ренессанс. Пару лет спустя, после болезненного разрыва с Д. Философовым, Дягилев знакомится с многообещающим молодым танцовщиком императорского балета Вацлавом Нижинским, именно он изменил сферу интересов Дягилева, став его новой большой любовью.
Для русских сезонов Дягилев собрал почти весь репертуар нового русского балета. Благодаря именно Дягилеву получили признание многие корифеи начала ХХ века. И снова он предлагает публике соприкоснуться с историей России, выбирая для постановок сюжеты, оживлявшие для зрителей образ древней Руси – «Половецкие пляски», «Руслан и Людмила». Концепция балетов «Русских сезонов», сложившаяся в немалой степени благодаря творческой и предпринимательской интуиции Дягилева, стала образцом для мирового балетного искусства. Он создал новую модель балетного спектакля – одноактный балет.
Статьи по теме:
Искусство дореволюционной России
Конец XIX - начало XX в. - важный период в развитии русского искусства. Оно совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И. Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 19 ...
Что такое «аниме»
Японское слово «аниме», означающее «анимация», происходит от английскому слову «animation» (яп. アニメーション [анимэ:сён]), заимствованному и сокращённому до трёх слогов. Несмотря на несколько бо ...
Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века
Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов.
В первой четв ...