Дягилев. Великий вождь авангарда

Материалы о культуре » Дягилев. Великий вождь авангарда

Страница 2

К тому же, он обладал гениальной способностью доставать деньги, что окажется весьма кстати на выбранной им ниве популяризации искусства. А его предпринимательская жилка позволяла делать прибыльным каждый «дягилевский» проект. Правда, будучи человеком идеи, он не был меркантильным и деньги считал лишь средством продолжать свое дело служения искусству. Потому-то за всю жизнь он так и не наживет состояния.

Гениальный дилетант, Дягилев, обладающий природной способностью заражать людей своим энтузиазмом, привлек нескольких меценатов к финансированию задуманного им и Димой Философовым проекта. И вот в 1899 году, вместе со своим студенческим другом Александром Бенуа Дягилев учреждает элитарный журнал «Мир искусства» и сам становится его редактором. За литературную сторону журнала взялся Дмитрий Философов.

Дягилев весьма грамотно ведет дело, хотя до этого издательским бизнесом никогда не занимался. На своем посту он проявляет особый интерес к современному искусству, к его новым, необычным формам, скоро приобретя репутацию знатока и ценителя авангарда. Издание называли поистине революционным событием в области эстетического восприятия искусства. К сожалению, журнал издавался всего пять лет, до 1904 года, но успел оказать огромное влияние на культурную жизнь России, пропагандируя современное искусство, в корне меняя отношение к авангарду. В этом была огромная заслуга неутомимого Дягилева. Он занимался устройством в Санкт-Петербурге художественных выставок, как русских, так и зарубежных авторов, сплотил вокруг журнала лучших художников модерна, а также поэтов, критиков, музыкантов России, активно привлекая инвестировать в свои проекты состоятельных поклонников искусства.

В том же 1899 году Дягилев поступает на службу чиновника по особым поручениям в Дирекцию императорских театров, к тому же ему поручается редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Прослужит он там недолго – до 1901 года. Природная склонность плыть против течения, яркая индивидуальность Дягилева, его неприятие власти как таковой и преклонение перед свободой в любых ее проявлениях легли в основу его конфликта с тогдашним директором императорских театров князем С.М. Волконским.

Вскоре Дягилев был изгнан со своего поста по так называемому «третьему пункту», т.е. без права поступления на государственную службу. На самом деле короткое пребывание Дягилева в администрации ничего, кроме пользы, делу не принесло. Он не был замешан в скандалах, не совершал растрат, а скандальный конец его службы стал сильным ударом по честолюбивым планам Дягилева и по его чувству чести. Его уход, по сути, был закономерен. Власть, система поддерживали инерцию. Дягилев стремился ее разрушить. Власть была неповоротлива, а Дягилев быстр и нетерпелив.

Циничный делец, жаждущий соединить коммерцию и высокое искусство, Дягилев еще до своего ухода со службы в 1900 году затевает новый перспективный проект – художественное общество «Мир искусства» и становится одним из его учредителей.

Он единственный среди художников ничего не творил сам, даже редко выступал как критик, но со страстью организовывал все, с чем выступала группа «Мир искусства». Он издает книги, редактирует журналы, занимается антрепризой, продолжает устраивать выставки, тщательно подбирая художников, работает в журнале. Но его, казалось бы, крепкий, союз с Димой Философовым скоро распадается. Разрыв их отношений, длившихся 10 лет, стал еще одним сильным ударом для Дягилева. Он решительно меняет сферу своих интересов и в 1906 году покидает родину и уезжает во Францию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Анекдот как языковое средство отражения культурных ценностей
После того как были рассмотрены теоретические вопросы определения анекдота и его характеристики как прецедентного текста, мы проанализировали около 300 анекдотов, принадлежащих англоязычному этносу и систематизировали их по тематическим г ...

“Рождение нации”
К 1913 году Гриффиту надоело снимать короткометражные картины, не дававшие ему возможности в полной мере продемонстрировать свое искусство киносъемки. Большинство кинопродюсеров того времени полагали, что зритель не сможет высидеть на сеа ...

Драматизм "важнейшего из искусств"
Кинематограф, с момента своего появления, мог служить формированию высоких идеалов и потаканию низменных страстей. В становлении нового вида зрелищ в России был и остается особый драматизм, и даже – трагичность. Советское кино, как " ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru