Дягилев. Великий вождь авангарда

Материалы о культуре » Дягилев. Великий вождь авангарда

Страница 4

Это был настоящий прорыв, полный отход от традиций большого балета XIX века. Дягилев мог демонстрировать публике несколько таких одноактных балетов за вечер. Эта новация требовала новой музыки, техники, сюжетов, характера актерской игры. Танец дягилевской труппы был скорее ближе к танцу классической русской оперы, чем балету. Такая форма знакомства с русским балетом была воспринята публикой с восторгом.

Великий импресарио никогда не останавливался на достигнутом. Как и любой дягилевский проект, «Русские сезоны» приносили хорошую прибыль. Танцовщики получали за участие в «сезоне» суммы, сопоставимые с годовым доходом артиста Императорского театра. Успех нового начинания был столь громким, что в том же году великий князь Владимир поручает тридцатисемилетнему Дягилеву основать русский балет в Париже.

Дягилев собирает творческий коллектив из величайших деятелей искусства начала ХХ века и к 1913 году формирует труппу «Русский балет Дягилева». Он сам определяет тематику, выбирает композиторов, художников, хореографов и исполнителей, и даже руководит репетициями. Каждая постановка его труппы оригинальна и неповторима. Его балет гастролирует по Европе, Соединенным Штатам, Южной Америке, и везде его ждет неизменный успех. Дягилев занимается трудным делом – театральной антрепризой с интуицией и изворотливостью ловкого дельца и тонким художественным чутьем гения от искусства. Он создал нечто необыкновенное и востребованное в нужном месте и времени, подняв антрепризу на новый высочайший уровень. Это было время совместного артистического триумфа Дягилева и Нижинского. За пять лет их связи Дягилев превратил Нижинского во всемирную знаменитость. С ним работали крупнейшие композиторы – Клод Дебюсси, Рихард Штраус, Игорь Стравинский. Его партнершами были величайшие балерины своего времени – М. Кшесинская, А.П. Павлова, Т.П. Красавина. Поводом к расставанию стала внезапная женитьба Нижинского на герцогине Ромоле Пульске. Новой же пассией Дягилева становится талантливый танцовщик Леонид Мясин. Когда Дягилев открыл его, тот был семнадцатилетним учеником балета, но быстро осознал, что Дягилев может дать его карьере – и не ошибся. Мясин впоследствии стал одним из известнейших хореографов Европы.

Новое время несло перемены. С началом первой мировой войны связь Дягилева с родиной прерывается. Его знаменитый балет претерпевает серьезные изменения. Великий импресарио понимает, что время модерна прошло, и наступает совсем другая эпоха. Меняются не только ориентиры, но и сам статус русского балета. Ослепительный век «Русского балета Дягилева» уходит в прошлое. Послевоенная антреприза уже не представляла Россию. Почти все ее русские участники потеряли гражданство, а среди новичков все чаще оказывались выходцы из других стран. Пытаясь сохранить созданную им марку «русского балета», Дягилев дает им русские псевдонимы. Преобразование фамилий и имен становится любимым занятием Дягилева. Новые звезды – Лидия Соколова, Алисия Маркова, Антон Долин даже не имели русских корней. Делалось это импресарио не только из рекламных соображений. Так Дягилев создавал для себя иллюзию преемствования поколений, связи прошлого и будущего своего балета. Он тяжело переживал разлуку с родиной, а вот с друзьями юных лет расставался без сожалений. Сначала его покинул Бенуа, затем Бакст, а после и другие соратники.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

«Иван-Царевич на сером волке»
В картине Иван Царевич на Сером Волке Васнецов воспроизвел эпизод из Сказки об Иване Царевиче, Жар Птице и о Сером Волке, изложенной А. Н. Афанасьевым по тексту, восходящему к лубочному изданию XVIII века “Иван Царевич, сидя на Сером Волк ...

Греческая культура В V веке до н. э
Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н.э. наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политических с ...

Преодоление символизма. Роль языка для философии. Между мудростью и разумом
В канун Первой Мировой войны общее направление русской культуры меняется. От символизма осуществляется переход к тем течениям, которые символизм преодолевают. Как и в европейской культуре времени создания программы аксиоматизации математи ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru