Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Страница 1

Дальнейшее развитие основных художественных групп хачкаров в эпоху позднего средневековья (XIV–XVII вв.). В XIV–XVII вв. – в период непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху экономического и политического упадка – хачкары продолжали создавать в большом количестве, причем некоторые на высоком художественном уровне. В отношении второй половины XIII и XIV вв. это находит объяснение той политической обстановкой, которая сложилась в Армении, особенно в южных районах страны – в Вайоцдзоре и Сюнике, владениях князей Орбелянов и Прошянов. Их небольшие и изолированные княжества, как и некоторые другие, пользовались при монголах внутренней автономией.

К сожалению, хачкаров XIV и XV вв. с фиксированной датой их создания немного, поэтому при датировке приходится исходить из их стилистических особенностей, что не всегда надежно. Следует подчеркнуть основное обстоятельство – силу традиции, которая определила как композиционную структуру, так и декор хачкаров того времени. В оформлении хачкаров мастера продолжали следовать декоративным принципам, характерным для групп 1, 2, 3, 4, и 5 (изобразительной), включающим значительные памятники начала XIV в. в Нораванке. Группа 4 (с малыми крестами в междукрестьях) стала, наиболее популярной в XIV столетии. Композиция и орнаментика хачкаров XII–XIII вв. почти без изменений перешли в искусство первой половины XIV века. Можно с уверенностью сказать, что в XIV–XVI вв. новых композиций и структур декора хачкаров в Армении не было создано: армянские мастера чаще своеобразно варьировали прежние, ставшие классическими формы.

Традиционность композиции хачкаров позволяет в этой главе придерживаться классификации, установленной для хачкаров XII–XIII вв. Только хачкары конца XVI и XVII вв. в Старой Джуге несколько своеобразнее, но и их создатели исходили преимущественно из старого армянского наследия XII–XIII вв., ставшего классическим.

Стилистические особенности позднесредневековых хачкаров (XVI–XVII вв.) джугинской школы. В юго-восточных районах Армении в течение XVI–XVII вв. наблюдается экономическое оживление, связанное с развитием торговли. Экономическое оживление вызвало к жизни целый ряд торговых местечек и городов, развивавшихся и процветавших в XVI–XVII вв. Особенно это относится к городу Джуге (Старая Джуга, ныне на территории Нахичевана, Азербайджанской Р.) на реке Аракс, художественным свидетелем чего являются прекрасные украшенные резьбой джугинские хачкары.

Исходя из анализа манеры исполнения и орнаментики, хачкары и надгробия джугинского кладбища можно разделить на три периода. Памятники самого раннего периода, большая часть которых уничтожена, в основном находятся на кладбищенском холме № 1 и датируются IX–XV вв. Хачкары этой группы малы по объему, скудно орнаментированы и надписаны. Следующая, вторая группа хачкаров, в которую входят памятники переходного периода, относится к середине XV–XVI вв. Эти памятники выделяются своим составом, декором, эпиграфическими надписями и скульптурными изображениями. Третья – самая большая группа хачкаров, датируемая серединой XVI в. – 1605 г., относится к периоду наивысшего расцвета искусства хачкаров Джуги, отличается мастерством исполнения, многообразием декора, рельефа, композиционным богатством и представляет неповторимые памятники армянского мемориального искусства.

По традиции в Джуге хачкары устанавливались без постаментов, непосредственно в земле (на кладбищах). Все хачкары, высечены из розового, желтоватого камня (в среднем высотой в 2 – 2,5 м) и напоминают встречающиеся на территории исторической Армении урартские и доурартские четырехгранные и многогранные стелы. В композиции хачкаров центральная часть занята большим крестом, углублена и часто кроме главного изображения креста в ней расположены еще 2 – 4 креста, вписанные в «хораны» (углубленные ниши). Получающиеся при этом рельефы на двух уровнях создают удивительную игру светотени. Тематически разнообразно украшены и другие фрагменты многочисленных хачкаров: это горельефы Христа и евангелистов, Богоматери, изображения трехступенчатых зиккуратов, бутоны, развившиеся из семени, окружности и т. д. В нижней части хачкара традиционно высекались надписи, символы вечности и справедливости, горельефное изображение всадника – Сурб Геворга (Святого Георгия) или просто бытовые сцены. Эти библейские и традиционные представления и их рельефные воплощения придавали джугинским хачкарам изящество и своеобразное очарование.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

История ЦУМа
История ЦУМа началась в 1857 году, когда два шотландских коммерсанта Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз» в здании на Театральной площади. Здесь, на месте сегодняшнего ЦУМа, был создан крупный универсал ...

Икона Божией Матери «Три радости»
Предание Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней. Первоначал ...

Слово и образ – основа отечественной культуры
Значит бесконечно многое. Во-первых, необходимо осмысленно продолжить: "Слово было у Бога и Бог был Слово", и совершенное Слово творит мир и реализуется в материальное бытие ("И стал свет ."), а бытие требует совершенн ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru