Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Страница 4

Заключение. В начальный период формирования и развития в VIII–X вв. хачкары не имели особой художественной значимости, а являлись распространителями христианской религии на территории Армении. В XI веке процесс развития и усложнения декора хачкаров становится более интенсивным, о чем говорят многочисленные образцы хачкаров, сохранившиеся в различных местах Армении, преимущественно в богатых монастырях.

Самой характерной чертой хачкаров XI века стала уплотненность и насыщенность декора. Рисунок нижней части креста приобрел геометрический характер, все более удаляясь от растительной формы. Орнаментальность и строгая графичность стали неотъемлемыми чертами декора. Вместе с тем все более и более усиливалась пластичность резьбы хачкаров путем ее углубления, создающего игру светотени. Во многих хачкарах подчеркивалась их связь с архитектурной формой в виде ясно представленного портала с полукруглым завершением.

В XI–XII вв. заметно расширяется сфера распространения хачкаров. Возникают новые типы и формы мемориальных хачкаров, к числу которых относятся хачкары, вмурованные в стену (настенные), одиночные, групповые, заключенные в специальные нишевидные строения (вормнапак).

В XII–XIII вв. проявляются новые художественные группы хачкаров, в которых пальметочное основание разрастается в сложную систему. Встречаются хачкары, в которых пальметта перерождается в виноградную лозу или в гранатные побеги. Появляются и такие группы хачкаров, где из растительности возникают малые кресты – «хачбуры», занимающие нижние междукрестья основного большого креста.

В XI–XIII вв. наблюдается также процесс развития декоративно-орнаментальной композиции хачкаров. Эволюция хачкаров была обусловлена не только обогащением орнаментально-декоративных форм, преемственностью и развитием мастерства резчиков, но и радикальными изменениями в иконографии и системе символов, связанных с представлениями эпохи, особенно с изменениями в религиозных воззрениях и литургии.

В XII столетии искусство резьбы хачкаров вступило в полосу своего расцвета, продолжавшегося в XIII веке. Постепенно увеличивалось количество изготовлявшихся хачкаров. Их ставили повсюду и по самым различным поводам, отмечая все мало-мальски важные события хозяйственной и политической жизни в средневековой Армении. Появились и выдающиеся мастера-виртуозы тончайшей резьбы по камню; некоторые из них увековечили на хачкарах свои имена.

На данном этапе (XI–XIII вв.) развития выявляются отдельные монастырские школы искусства камнерезания, в частности, хачкарорезания в Одзуне, Санаине, Ахпате, в Гошаванке (Нор Гетике), Агарцине, Макараванке, Дехцуте, Киранце, в монастыре Аракелоц, Спитакаворе, Нораванке, Ованнаванке, Кечарисе, Гегарде (Айривавке), Гндеванке и др. В Арцахе (Нагорном Карабахе) – монастырские школы Гтчаванка, Гандзасара, Дадиванка и др. Историко-географическое расположение этих школ способствовало их покровительству со стороны конкретных монастырских и церковных комплексов.

В позднесредневековый период (в XIV–XVII вв., эпоху экономического и политического упадка Армении) хачкарное искусство продолжает развиваться. Особенно это относится к Джугинской школе, свидетельством чему являются высокохудожественные и стилистически-индивидуальные джугинские хачкары. Джугинские хачкары выделяются среди других более вытянутыми пропорциями (кресты, расположенные в центре хачкаров, тоже резко вытянуты). Хачкары Старой Джуги вернули в своих лучших образцах сильный рельеф, который на многих памятниках XVI–XVII вв. был утрачен. Орнаментика, хотя и традиционная, получила здесь иной акцент, иным стало и сочетание орнаментальных элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Атака на Россию
Путь аниме в Россию долгий и сложный. И неудивительно – жителям только что образованной Российской Федерации было до чего угодно, только не до мультфильмов, какими бы неземными достоинствами те ни обладали. Потребовались годы, чтобы от ро ...

Структура парковых композиций
Постоянное обновление понятия "парк" стало очевидной реальностью для многих стран Европы. Привлекая немалый творческий потенциал архитекторов и дизайнеров, парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит всё более ...

Светотеневое моделирование в рисунке, освещение
Человеческий глаз не воспринимает поверхность предмета как линию; все, что мы видим,- это тональные участки. Намечая контур предмета, мы не отображаем линию (которую видеть не можем), а изобретаем ее, чтобы обозначить границу видимого. Мо ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru