Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях

Страница 3

Хачкары конца XX и начала XXI столетий. В последней части диссертации традиция и развитие новых хачкаров прослеживаются на примере небольшого городе Иджевана, райцентре Тавушской губернии северо-востока Армении (на территории исторической Агстевской долины). Новые хачкары города Иджевана наиболее ярко отражают как традиционные композиционные принципы хачкарного искусства, так и новые экспериментальные тенденции в композиции мемориальных памятников. Нынешняя территория Агстевской долины (пересекающая город Дилижан и Иджеван), которая богата высокохудожественными памятниками средневекового архитектурного искусства (число которых доходит до 300), занимает особое место в древней культуре Армении. На историко-архитектурных памятниках Агстевской долины имеется 365 ценных надписей, являющихся важными, а главное – достоверными источниками для изучения социально-экономической, политической жизни исторической Армении, ее быта и культуры.

К числу значительных памятников XII–XIV вв. относятся монастырские комплексы Агарцин, Гошаванк, Макараванк, Аракелоц, Дехцут, Киранц и др.

Имена некоторых создателей этих памятников Агстевской долины дошли до нас: авторы барельефов Дехцутского монастыря – ваятели Кахак и Погос, зодчий-автор двух церквей Гошаванка – Мхитар Юсн, знаменитый ваятель гошаванкских хачкаров Погос (Павгос), автор хндзорудского хачкара «Терунакан», 1281 г. – Оганесс (Иоанесс), автор барельефов Макараванка – Еритасард и др.

В настоящее время современные художники, скульпторы города Иджевана (Г. Мхитарян, М. Мхитарян, С. Саркисян, А. Гукасян, А. Давтян и др.) развивают искусство хачкаров на иных принципах, но бережно сохраняют идейное и художественное содержание средневековых классических хачкаров.

Современные хачкары города Иджевана можно считать своеобразным художественным эталоном, так как в них воплотились черты, свойственные искусству создания современных хачкаров на всей территории Армении и за ее пределами. Созданные с 1990-х годов хачкары можно условно разделить на три основные формальные группы: «традиционно-классические», «переходные» и «современные».

В первую группу следует включить только те хачкары, которые создавались согласно традиционной композиционной схемы и мало чем отличаются от средневековых классических хачкаров. Так, например, на раннем этапе (в начале 90-х годов) в городе Иджеване хачкары обладали традиционно-классической формой и имели в своей основе традиционную схему построения.

Вторую группу – «переходными» хачкарами можно считать памятники, в центре которых изображен крест классической формы. Однако в отдельных частях хачкаров этой группы выявляются новые композиционные мотивы.

И, наконец, третья группа – это «современные» хачкары, в центральной части которых высечены кресты многообразных форм и очертаний. При создании этих мемориальных памятников скульпторы далеко отошли от классических канонов и открыли оригинальные направления в искусстве хачкаров.

Среди ваятелей этих хачкаров добился особенно значительных достижений скульптор Армен Давтян – автор множества скульптурных монументов. На протяжении нескольких лет он разработал свой собственный неповторимый стиль в искусстве хачкаров.

На хачкарах А. Давтяна символические орнаменты выглядят несколько упрощенными. Его хачкары, по сравнению со средневековыми классическими хачкарами XI–XIII вв., кажутся более легкими и свободными, а традиционные орнаменты выглядят более конкретизированными. Подобный подход к декоративному оформлению национальных мемориальных памятников оказал немаловажное воздействие на современные хачкары города Иджевана в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

История ГУМа
Всё в России начинается с Красной площади. Уже в XV веке здесь был центр российской торговли. Со времен Ивана Грозного на площади в беспорядке устраивались самодельные купеческие лавки. В начале XIX века, после похода Наполеона, царь Алек ...

Разбавители масляных красок
Разбавитель № 1: - применяется для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст и в различных вспомогательных целях. Разбавитель № 2: - применяется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр. Для разведения лаков разбави ...

Из истории русского пейзажа
. П. Кузнецов. Мираж в степи. 1912. Москва, Третьяковская галерея Пейзаж в русской живописи отставал от пейзажа в художественной литературе. Лицо родной природы было угадано уже Пушкиным в „Евгении Онегине" и в его лирике — в карт ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru