Хачкары конца XX и начала XXI столетий. В последней части диссертации традиция и развитие новых хачкаров прослеживаются на примере небольшого городе Иджевана, райцентре Тавушской губернии северо-востока Армении (на территории исторической Агстевской долины). Новые хачкары города Иджевана наиболее ярко отражают как традиционные композиционные принципы хачкарного искусства, так и новые экспериментальные тенденции в композиции мемориальных памятников. Нынешняя территория Агстевской долины (пересекающая город Дилижан и Иджеван), которая богата высокохудожественными памятниками средневекового архитектурного искусства (число которых доходит до 300), занимает особое место в древней культуре Армении. На историко-архитектурных памятниках Агстевской долины имеется 365 ценных надписей, являющихся важными, а главное – достоверными источниками для изучения социально-экономической, политической жизни исторической Армении, ее быта и культуры.
К числу значительных памятников XII–XIV вв. относятся монастырские комплексы Агарцин, Гошаванк, Макараванк, Аракелоц, Дехцут, Киранц и др.
Имена некоторых создателей этих памятников Агстевской долины дошли до нас: авторы барельефов Дехцутского монастыря – ваятели Кахак и Погос, зодчий-автор двух церквей Гошаванка – Мхитар Юсн, знаменитый ваятель гошаванкских хачкаров Погос (Павгос), автор хндзорудского хачкара «Терунакан», 1281 г. – Оганесс (Иоанесс), автор барельефов Макараванка – Еритасард и др.
В настоящее время современные художники, скульпторы города Иджевана (Г. Мхитарян, М. Мхитарян, С. Саркисян, А. Гукасян, А. Давтян и др.) развивают искусство хачкаров на иных принципах, но бережно сохраняют идейное и художественное содержание средневековых классических хачкаров.
Современные хачкары города Иджевана можно считать своеобразным художественным эталоном, так как в них воплотились черты, свойственные искусству создания современных хачкаров на всей территории Армении и за ее пределами. Созданные с 1990-х годов хачкары можно условно разделить на три основные формальные группы: «традиционно-классические», «переходные» и «современные».
В первую группу следует включить только те хачкары, которые создавались согласно традиционной композиционной схемы и мало чем отличаются от средневековых классических хачкаров. Так, например, на раннем этапе (в начале 90-х годов) в городе Иджеване хачкары обладали традиционно-классической формой и имели в своей основе традиционную схему построения.
Вторую группу – «переходными» хачкарами можно считать памятники, в центре которых изображен крест классической формы. Однако в отдельных частях хачкаров этой группы выявляются новые композиционные мотивы.
И, наконец, третья группа – это «современные» хачкары, в центральной части которых высечены кресты многообразных форм и очертаний. При создании этих мемориальных памятников скульпторы далеко отошли от классических канонов и открыли оригинальные направления в искусстве хачкаров.
Среди ваятелей этих хачкаров добился особенно значительных достижений скульптор Армен Давтян – автор множества скульптурных монументов. На протяжении нескольких лет он разработал свой собственный неповторимый стиль в искусстве хачкаров.
На хачкарах А. Давтяна символические орнаменты выглядят несколько упрощенными. Его хачкары, по сравнению со средневековыми классическими хачкарами XI–XIII вв., кажутся более легкими и свободными, а традиционные орнаменты выглядят более конкретизированными. Подобный подход к декоративному оформлению национальных мемориальных памятников оказал немаловажное воздействие на современные хачкары города Иджевана в целом.
Статьи по теме:
Готическая архитектура Западной Франции
На западе Франции в отличие от других регионов донаторы и зодчие не только выказывали независимость от архитектурных достижений Иль-де-Франса, но и, как правило, были просто неосведомлены о них. Правда, иногда они заимствовали отдельные ф ...
Искусство Тинторетто
Вместе с тем Тинторетто отличала чисто ренессансная широта гуманистических интересов. Он входил в тесный кружок лучших представителей венецианской интеллигенции позднего Возрождения — ученых, музыкантов, передовых общественных мыслителей: ...
Иконография апостола Петра
Иконография апостола Петра имеет три варианта. Архетипом первого является икона благовещенского иконостаса. Образцом дл второго типа послужил образ Петра из деисусного чина Успенского собора во Владимире. Все остальные известные чиновые и ...