Реформы Этейллы

Материалы о культуре » Таро, как элемент человеческой культуры » Реформы Этейллы

Страница 3

Таро в России.

В России гадать всегда любили, но на картах гадали лишь городские низшие сословия и цыгане, да и то на игральных: Таро ни те, ни другие не знали. Знатные господа считали гадание делом зазорным и, если и бывали за границей, то Таро не привозили. В 1819 году Александр I вообще запретил ввозить из-за границы любые карты, желая поощрить собственную Карточную фабрику, и, если не считать Таро Этейллы, выпущенного той же фабрикой в 1861 году, то Таро проникло в Россию лишь в конце XIX века, в период всеобщего увлечения оккультизмом.

На сей раз им заинтересовались городские высшие сословия и вообще люди образованные, но только как "философским инструментом", а не как средством для гадания. Стали появляться сначала переводные, а потом и отечественные труды по оккультной философии, в которых описывалось Таро: "Курс энциклопедии оккультизма" Генриха Оттоновича Мебиуса (Г.О.М., 1911), "Великие Арканы Таро" Владимира Шмакова (1916).

На этом, впрочем, все тогда и закончилось: революция 1917 года "отменила" не только Таро, но и игральные карты (питерская фабрика была закрыта целых четыре года). Из философов-эзотериков одни уехали за границу (Г. Гурджиев, П. Успенский, В. Томберг), другие были уничтожены Сталиным в 1929-1940 гг. В советское время ни о каком Таро, ни гадательном, ни тем более мистико-философском не могло быть и речи, хотя "низшим сословиям" негласно не возбранялось гадать на обычных картах.

Но русская эзотерическая мысль и тогда не угасла, она продолжалась за границей. Из важнейших работ о Таро как философском инструменте ("Магическом алфавите") следует назвать "Новую модель Вселенной" Петра Успенского (1880-1947), вышедшую в 1931 году в Лондоне на английском языке. В ней он посвящает каждому из Старших Арканов краткое поэтическое эссе, анализируя их символику и значение, и рассказывает о своих медитациях над ними.

В Россию Таро вновь вернулось после Перестройки, когда был снят запрет на "буржуазные лженауки", и поток изданий о нем стал постепенно расти. Первая статья о Таро (с репродукциями карт Райдера-Уэйта) появилась в Москве в 1989 году, первая книга - в 1990.

В 1991 году была переиздана книга Папюса с картами, отбросившая начинающих тарологов на целую эпоху назад (русская эзотерика "наверстывала упущенное"). Тогда же в провинциальных русских городах начали печатать новые карты, чаще всего без указания издателей - сначала разрезные, с Младшими Арканами в виде обычных игральных карт, потом художественные (скорее карикатурные), где фигуры изображались в виде нагих женщин и толстых карликов.

В 1992 году вышла "Азбука Таро" с картами, выполненными художницей Людмилой Коражбей. Карты были выполнены в традициях Райдера-Уэйта, а сама книга стала первым руководством по практическому гаданию на Таро.

В 1993 году вышли: компилятивный сборник "В мире Таро", куда, помимо описания Арканов, вошли материалы о рунах и о нумерологии, и книга канадского астролога и таролога Мишеля Морана о структуре и интерпретации Старших Арканов Марсельского Таро (собств. Мишель Мартель, р. 1945, принявший псевдоним "Моран" в честь знаменитого французского астролога Моринуса, провел в России ряд семинаров и очень заинтересовал слушателей).

В том же году появились и новые колоды - Старшие Арканы Марсельского Таро (как приложение к книге М. Морана) и оригинальная колода Русского Таро Красноярской фабрики "Сибзнак", тоже Марсельского типа, выполненная художником, "имя которого он разрешил опубликовать только после его смерти". Это была первая русская колода, по качеству полиграфии не уступавшая зарубежным аналогам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Религия
Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действ ...

Творчество Василия Ивановича Сурикова
В творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) историческая живопись обрела свое современное понимание. Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой является народ. Суриков – сибиряк, родом из Краснояр ...

Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур
Архитектура Казани, крупней­шего российского города, гу­бернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и та­тарской. Насколько тесно пере­плелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru