Гауптвахта, находившаяся здесь, не раз служила кордоном для царской столицы: она преградила выезд из города пытавшимся скрыться декабристам; здесь проводился повальный обыск всех выезжавших из города в мартовские дни 1881 года (1 марта народовольцы смертельно ранили царя Александра II); в феврале 1917 года полицейские пулемётным огнём пытались подавить восстание рабочих.
Почти через сорок пять лет после того, как состоялось открытие триумфальных ворот, их ремонтировали. Ремонт продолжался три года – с 1877 по 1880 год, под руководством архитектора М. Рылло. Ещё через восемь лет во внутренних помещениях разместили часть архива городской Думы. Нарвские ворота, хранившие в своих массивных стенах документы истории Петербурга, стали свидетелями многих знаменательных событий. Вдоль Нарвского шоссе вырастали заводы, и среди них гигантский Путиловский.
Шло время, менялась обстановка в стране. Произошли изменения и в Нарвской части столицы. Не стало большинства дач, и вместо аромата зелёных садов появидся дымный запах фабрично-заводских труб… И площадь стала иной Её теперь “украшали” грязь, колдобины, трущобные домишки, от протекавшей речки Таракановки тянуло зловониями. Пригород столицы к концу XIX века превратился в обширную заводскую рабочую заставу, которую до 1917 года упорно не включали в границы города. Участники первых забостовок и рабочих манифестаций выплёскивались на площадь к Нарвским воротам. Не случайно после Октябрьской революции ей дали имя “площадь Стачек”.
Правда, как свидетельствуют архивные документы, в эти же годы и в начале ХХ века делались попытки как-то украсить Нарвскую площадь. Так, в 1884 году санкт-петербургский градоначальник обратился к столичному городскому голове с просьбой “об устройстве на Нарвской площади бассейна с невской водой и улучшении санитарных условий и благоустройства местности”. 10 лет Н. Бенуа ходатайствовал об устройстве “народного сада на Нарвской площади для игр детей , а в центре пересечения Сутугинской улицы с Екатерингофским шоссе установить специальный обелиск… как это делали египтяне, греки и римляни…”
Все подобные просьбы и ходатайства переходили из одной канцелярии в другую, пока не было решено отдать их для дальнейшего изучения. А площадь тем временем загрязнялась, вокруг неё выросли ветхие строения, водоразборная будка появилась на месте, где теперь стоит Дворец культуры имени Горького, рядом с нею – трактир “Стоп – сигнал”, а в 1898 году на Ушаковской улице построили польский костёл. Около него стояло пять деревянных домов. Была здесь и школа.
9 января 1905 года у Нарвских ворот разыгрался один из трагических эпизодов кровавого воскресенья. Здесь царские войска расстреляли мирную народную демонстрацию, обагрив булыжную мостовую кровью тех, чьи прадеды в 1814 году проходили под аркой как защитники отечества.
В 1911 – 1913 годах в Петербургской городской управе снова обсуждался вопрос о благоустройстве Нарвской площади, о её выравнивании. Но дальше обсуждений дело не шло, всё оставалось без изменений.
В 1917 году на площади у Нарвских ворот полыхали алые знамёна. Первого мая здесь устроили трибуну, с которой большевики обращались с речами к трудящимся заставы, возвращавшимся с демонстрации из центра города. 4 июля у Нарвских ворот состоялся митинг. Большевик С. Рошаль от имени моряков Кронштадта заявил, что они вместе с рабочими Питера пойдут бороться за победу революции. Мимо Нарвских ворот 30 июля 1917 года в дом № 2 по Петергофскому шоссе шли делегаты VI съезда большевиков. Пожар нанёс Нарвским воротам значительный ущерб. Архивные документы свидетельствуют: “толпою рабочих и солдат он (памятник) был подожжен 28 февраля 1917 года”. В пламени огня погибли книги и бесценные архивные дела, имевшие огромное значение для истории города. В самой же триумфальной арке “были выбиты бронзовые наружные украшения с надписями”.
Статьи по теме:
Собственный стиль - Суримоно
1793 и 1794 стали переломными годами в карьере Хокусая. Художник отказался потворствовать вкусам тогдашней публики, требующей привычных работ в жанре укиё-э, стал вырабатывать свой собственный стиль, почерпнув некоторые приемы японских шк ...
Преодоление символизма. Роль языка для философии. Между мудростью и разумом
В канун Первой Мировой войны общее направление русской культуры меняется. От символизма осуществляется переход к тем течениям, которые символизм преодолевают. Как и в европейской культуре времени создания программы аксиоматизации математи ...
Роль культуры в формировании туристского интереса
Существуют самые разные мотивы к путешествию и причины, вызывающие интерес к конкретному туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являют ...